Это следует из расчётов ВТБ Инфраструктурный холдинг, представленных в рамках ПМЭФ-2025.
Крупнейший проект списка - объединённый проект строительства семи участков трассы Джубга-Сочи, проектирование которой завершится к 2026 году по планам ГК «Автодор». Один из участков - обход Адлера - уже находится в стадии строительства. Предварительная стоимость оставшихся участков составляет более 1,3 трлн рублей. Такие данные содержатся в отчёте ВТБ Инфраструктурный холдинг «Автодорожная инфраструктура: проекты, инвестиции, перспективы».
За счёт масштабности данного проекта наибольший объём инвестиций (около 51% или 1,42 трлн рублей) приходится на Южный федеральный округ. В тройку лидеров также вошли Приволжский округ (513 млрд рублей, 9 проектов) и Северо-Западный округ (297 млрд рублей, 4 проекта). На долю этих трёх округов приходится около 80% потенциальных вложений.
Среди лидеров по объёму возможных вложений на региональном уровне:
• Краснодарский край - 1,38 трлн рублей,
• Нижегородская область - 303 млрд рублей,
• Санкт-Петербург и Ленинградская область (совместно) - 252 млрд рублей,
• Приморский край - 133 млрд рублей,
• Республика Башкортостан - 131 млрд рублей.
На эти регионы в совокупности приходится 79,5% всех потенциальных инвестиций в рамках топ-30.
Виталий Сергейчук, член правления банка:
- Сегодня автодорожная инфраструктура - это не просто строительные объекты, а фундамент для развития экономики регионов. Инфраструктурные проекты создают точки роста в регионах, стимулируют строительство, логистику и занятость. Потребность автодорожной отрасли во внебюджетном финансировании в ближайшие годы останется высокой. Для запуска новых проектов будет важна активность регионов и частных инвесторов в использовании инструментов, облегчающих финансовую нагрузку на проекты. Среди ключевых инструментов поддержки отрасли отмечу государственно-частное партнерство, инфраструктурные облигации, специальные казначейские кредиты и капитальные гранты. Их своевременное применение поможет сгладить волатильность строительного рынка, снизить нагрузку на бюджеты регионов и обеспечить реализацию масштабных инициатив даже в условиях ограниченного государственного финансирования.
По мнению экспертов, создание пула перспективных инфраструктурных проектов - не только автодорожных - с согласованным на государственном уровне форматом реализации на длительном горизонте могло бы существенно ускорить развитие отрасли. Такой подход обеспечит устойчивость и предсказуемость для всех участников рынка, а также мобилизует ресурсы для достижения максимального социально-экономического эффекта.
* В рейтинг вошли только те проекты, по которым на май 2025 года не был определён подрядчик или концессионер и не проводились открытые конкурсы. За рамками исследования остались проекты, реализация которых в ближайшие шесть лет представляется маловероятной - такие как автомагистраль «Меридиан» или Юго-Западная хорда.