Одним из наиболее ожидаемых стало уточнение понятия конфликта интересов и соответствующего перечня лиц (п. 9 ч. 1 ст. 31 Закон о контрактной системе (44-ФЗ)), а именно: прямо указано, что конфликт интересов присутствует в случае, если заказчик является физическим лицом, руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации либо корпоративного юридического лица, являющегося участником закупки.

По мнению эксперта Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Ирины Ереминой, данные изменения влекут необходимость корректировки закупочной документации в части формы деклараций о соответствии участника названным требованиям, а также внутренних документов заказчика (должностных инструкций, положений и пр.). Часть 5 ст. 37 Закона о контрактной системе (44-ФЗ) скорректирована в части субъекта, принимающего решение о признании уклонившимся участника, не подтвердившего свою добросовестность или представившего недостоверную информацию при выполнении антидемпинговых условий. Так, вместо закупочной комиссии такое решение будет принимать заказчик. Данное изменение представляется целесообразным, поскольку приводит рассматриваемую норму в соответствие с общим порядком проведения закупочной процедуры: закупочная комиссия действует вплоть до принятия протокола подведения итогов закупки, после чего дальнейшие действия по завершению процедуры осуществляет заказчик.

Ранее возникало немало споров о том, кто уполномочен принимать решение об отказе от заключения контракта с участником, отстраненным после подведения итогов аукциона в силу ст. 31 Закона о контрактной системе: антимонопольные органы нередко лишь по формальному основанию подписания соответствующего протокола неуполномоченным лицом (комиссией, а не заказчиком) отменяли подобные отказы (см., например, дело № А40-95725/2017). Упомянутое изменение направлено на упорядочение и единообразие процедуры закупок.

Также в целях приведения в соответствие с остальными положениями Закона о контрактной системе расширен перечень случаев, когда независимая гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки, должна предусматривать выплату средств заказчику. Если ранее норма п. 1 ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе (44-ФЗ) содержала ссылку только на ч. 15 ст. 44 (то есть случай отклонения заявки участника в третий раз за квартал), то теперь гарантия должна устанавливать выплату, в том числе в случае уклонения участника от заключения контракта. Данное изменение также представляется необходимым и целесообразным, поскольку обеспечение заявки направлено прежде всего именно на гарантию защиты интересов заказчиков в случаях уклонения победителя от заключения контракта, что прямо следует из ст. 44 Закона о контрактной системе (44-ФЗ), регламентирующей порядок предоставления обеспечения заявки.

В рамках конкурса теперь возможен «переход через ноль», когда участник делает ценовое предложение ниже нуля, что предполагает плату за заключение контракта: то есть плательщиком по контракту в таком случае будет выступать не заказчик, а участник (ч. 8 ст. 48 Закона о контрактной системе). Данная опция много лет существует при участии в аукционе, в связи с чем не видится каких-либо препятствий для ее применения и при проведении конкурса.

Стоит отметить, что такая возможность порой приводит к уклонению победителя от заключения контракта, поскольку «переход через ноль» становится следствием человеческого фактора: проявлением чрезмерного желания конкретного сотрудника участника аукциона одержать победу в закупке, несмотря на очевидное отсутствие выгоды и экономической целесообразности в таком поведении, что может повлечь включение данного лица в реестр недобросовестных поставщиков.

В то же время нередки ситуации, когда участники охотно пользуются названным механизмом в целях приобретения опыта исполнения соответствующего контракта, что немаловажно для закупок с требованием по опыту исполнения подобных обязательств (например, к которым в силу требования Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2021 г. № 2571 предъявляются дополнительные требования, влияющие на допуск к участию).