- Анна Вячеславовна, расскажите, пожалуйста, о направлениях работы Отделения Социального фонда с орловскими страхователями.
- Направления нашего взаимодействия многогранны. Конечно, от добросовестности работодателей зависит будущее работников - важно, чтобы в Отделение Социального фонда по Орловской области своевременно предоставлялись все установленные законодательством сведения, в полном объёме производилась уплата страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Также большое значение имеет «белая» заработная плата. Только это гарантирует соблюдение прав работника, предусмотренных законодательством. Человек имеет право на оплачиваемый отпуск, больничные, декретный отпуск и другие выплаты. Кроме того, чем выше «белая» зарплата - тем больше взносов на обязательное пенсионное страхование делает работодатель. Это позволяет обеспечить достойный уровень пенсии в будущем.
- Насколько я знаю, недавно форма отчётности изменилась?
- Действительно, второй год мы принимаем от страхователей региона документы по единой форме отчётности ЕФС‑1. Сейчас страхователи предоставляют нам в Отделение СФР сведения о трудовой деятельности, стаже, дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию, взносах «на травматизм». Каждому виду сведений соответствует определённый раздел единой формы, которая заменила несколько отчётов. Подавать отчётность по общим правилам нужно не позднее 25 числа. Способы её предоставления: в электронном виде с использованием электронной подписи по телекоммуникационным каналам связи, лично в клиентскую службу ОСФР или через Почту России. Конечно, самый удобный и современный вариант - подключиться к электронному взаимодействию.
Отмечу, что в 2024 году Отделение СФР перешло на работу в государственной информационной системе «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере» и всем страхователям присвоены новые регистрационные номера. Узнать свой новый регистрационный номер очень просто - на сайте СФР, также он указан в выписках из ЕГРЮЛ/ЕГРИП.
- Больничные листы для работников: как Отделение СФР взаимодействует по ним с работодателями?
- Напомню, что с 1 января 2022 года выдача медицинскими организациями листков нетрудоспособности осуществляется только в электронной форме. Отделение автоматически оповещает работодателей в онлайн-режиме об открытии больничного на сотрудников и о каждом изменении его статуса (открыт, продлён, закрыт, аннулирован). Для получения информации страхователям необходимо подключиться к сервису электронного взаимодействия с СФР «Социальный электронный документооборот» (СЭДО). Страхователи, работающие с программами, предоставляющими разработку программного обеспечения (например, СБИС, Контур, 1С и т.д.), могут работать с СЭДО через них.
- Ещё я слышала про субсидирование Отделением СФР расходов компаний на оборудование рабочих мест. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
- Отделение Социального фонда России по Орловской области возмещает расходы работодателей на оборудование рабочих мест для граждан с инвалидностью. Субсидия возмещает часть затрат работодателя на приобретение оборудования для оснащения созданных рабочих мест, монтаж и установку приобретённого оборудования, дооборудование существующего вакантного места или оборудование рабочего места на дому. Категории работников: люди с инвалидностью I и II группы; ветераны боевых действий, имеющие инвалидность любой группы. Размер субсидии - до 200 тысяч рублей.
Для получения субсидии необходимо соблюдение нескольких условий: трудовой договор должен быть заключён с лицом с инвалидностью на срок не менее девяти месяцев; трудоустроенный должен быть закреплён за созданным рабочим местом не менее чем на девять месяцев из 12. Также рабочее место должно быть оборудовано индивидуально для конкретного человека или группы работников с однотипными нарушениями и ограничениями жизнедеятельности исходя из их индивидуальной программы реабилитации или абилитации. В течение трёх месяцев с даты подписания трудового договора работодатель подаёт в службу занятости населения заявление на получение субсидии и документы, подтверждающие произведённые расходы. У службы занятости есть 15 рабочих дней, чтобы провести все необходимые проверки и направить заявление к нам в Отделение Социального фонда. Сотрудники в течение десяти рабочих дней внесут работодателя в реестр и перечислят субсидию.
- К охране труда Отделение СФР по Орловской области имеет какое-то отношение?
- Да, Отделение СФР возмещает затраты орловских работодателей на охрану труда. Речь идёт о предупредительных мерах, благодаря которым компании сокращают травматизм на производстве. Среди таких мер - специальная оценка условий труда, обучение сотрудников, приобретение средств индивидуальной защиты, проведение медосмотров, обеспечение лечебно-профилактическим питанием, санаторно-курортное лечение - всего 17 категорий.
Обращу особое внимание, что с 2025 года эта процедура стала гораздо проще и доступнее. Для получения разрешения на использование средств на мероприятия по охране труда работодателям теперь достаточно подать лишь два документа в Отделение СФР по Орловской области - заявление и план финансового обеспечения предупредительных мер. Сделать это необходимо до 1 августа 2025 года.
Размер компенсации составляет 20% от сумм страховых взносов, начисленных предприятием за предшествующий календарный год. Если часть этих средств работодатели направят на санаторно-курортное лечение сотрудников предпенсионного возраста и работающих пенсионеров, то объём компенсационных выплат можно увеличить до 30%. Получить компенсацию затрат на охрану труда могут только те компании, которые не имеют задолженности по уплате страховых взносов.
В 2024 году 259 работодателей Орловской области получили в качестве компенсации затрат почти 70 миллионов рублей.
Кроме того, теперь работодатель имеет право изменить список мероприятий по охране труда уже после подачи заявления, при этом отправлять обновлённый план в региональное Отделение Социального фонда не требуется.
Чтобы получить компенсацию после реализации одного или нескольких мероприятий, компания должна до 15 ноября 2025 года обратиться к нам с заявлением о возмещении расходов на оплату предупредительных мер и подтверждающими документами. Не так давно этот сервис реализован на портале «Госуслуги»: в электронном виде теперь можно подать само заявление и прикрепить к нему документы, подтверждающие и обосновывающие произведённые расходы на оплату предупредительных мер.
- Много вопросов поступает в редакцию от самозанятых граждан, они, в частности, спрашивают, как будет формироваться их пенсия. Расскажите об этом.
- Плательщики налога на профессиональный доход самостоятельно формируют будущую пенсию. Для этого необходимо в первую очередь подать заявление о вступлении в добровольные отношения по пенсионному страхованию с Отделением СФР в личном кабинете на портале «Госуслуги» или в мобильном приложении «Мой налог».
Для того чтобы у самозанятого накапливались стаж и пенсионные коэффициенты, нужно ежегодно до 31 декабря уплачивать добровольные пенсионные взносы. Напомню, что для выхода на пенсию необходимо иметь 15 лет страхового стажа и накопить не менее 30 индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК).
Решение о размере годового взноса каждый самозанятый принимает самостоятельно в пределах минимально и максимально установленного. Минимум в 2025 году - 59 241,60 рубля, он позволит накопить 1 год стажа и 0,975 ИПК. Максимум - 473 932,80 рубля, это 1 год страхового стажа и 7,799 ИПК. Каждый год суммы минимального и максимального размеров взносов разные, они зависят от минимального размера оплаты труда. Взнос можно перечислить единовременно или частями, разбив его на несколько платежей.
Взносы перечисляются через кредитную организацию по реквизитам с помощью мобильного приложения «Мой налог» или электронного сервиса СФР. Проверить стаж и величину ИПК можно, заказав выписку из индивидуального лицевого счёта.
- Анна Вячеславовна, а как страхователи могут получить другую интересующую их информацию?
- Для того, чтобы быть в курсе последних изменений в законодательстве, узнавать о предстоящих мероприятиях и семинарах, а также получать ответы от специалистов Отделения СФР, рекомендую всем присоединиться к нашему телеграм-каналу Орел СФР_страхователи.
Страхователи могут позвонить в региональный контакт-центр для консультирования страхователей 8 (4862) 54-80-30 или обратиться в любую клиентскую службу фонда. Всю информацию также можно найти на нашем сайте sfr.gov.ru.


