Когда «приклеилось» к поселению такое название и кто его придумал, теперь не узнать.
Если верить легенде
По одной из легенд, здесь по пути на юг маршрутом через Шаблыкино проезжала Екатерина II. На зыбком участке дороги у селеньица на берегу речки Ицки карета её застряла, и рассерженная неожиданной остановкой императрица якобы изрекла: «Угораздило же нас попасть в это гнилое болото».
По другой легенде, жил в этой местности дворянин Болотов, и был он не очень приятным, можно сказать, вредным человеком, недобрую память оставил о себе.
Но это не похоже на правду. В конце XVIII века деревня Гнилое Болото действительно принадлежала дворянскому роду Болотовых. Основатель рода коллежский асессор Павел Болотов и его сын Алексей, профессор геодезии и топографии Академии Генштаба Российской империи, немало сделали для Отечества. И слыли людьми широких взглядов, не мелочными.
А вообще, до революции селение называлось Политово, на старых картах оно так и обозначено. И раньше, и потом его название менялось несколько раз: Ипполитово, Преображенское, Калинино, пока в конце концов не вернулось к сегодняшнему — Гнилое Болото.
Мельников-старший
В 1990 году житель соседней Брянской области Анатолий Мельников, объехав чуть ли не всю Орловщину, решил поселиться именно здесь, в деревне Гнилое Болото.
— Наша семья попала в программу переселения из заражённых территорий после аварии на Чернобыльской АЭС, — рассказывает Анатолий Николаевич. — Из того, что я видел, именно этот уголок в Сосковском районе приглянулся больше всего. Места чудесные, вольные: лес, речка, пруд, просторные угодья — что ещё нужно человеку, привыкшему работать на земле?! А что касается названия...Так это как посмотреть. Может, для кого оно благозвучнее всякого другого будет.
Правда, когда рассказал в семье, что придётся жить возле гнилого болота, его тесть, мудрый человек, с улыбкой заметил: «А ты, Анатолий, не называй его так, называй Голубое озеро».
Но была ещё одна важная причина выбора этого места. В семье Мельниковых на тот момент было пятеро детей, позднее появился и шестой. Их надо было кормить, обувать-одевать, ставить на ноги.
— По специальности я агроном, у себя в хозяйстве Брянской области был главным агрономом, — продолжает разговор Анатолий Николаевич. — В здешнем колхозе имени Калинина, куда приехал, как раз требовался такой специалист. Нашей семье подыскали жильё, работа есть, стали обживаться на новом месте.
Время тогда было сложное — 90-е годы. С развалом страны посыпалась и система коллективных хозяйств: их душили долги, нечем стало платить людям зарплату. Но не мог глава семейства оставить жену и детей без куска хлеба. Стал думать, как семью кормить, как выживать. И решился уйти в самостоятельное плавание в накатившем рыночном море, выделился из колхоза, организовал крестьянское хозяйство. Небольшое по тем временам, в 300 гектаров земли.
Это был уже 1997 год. С того момента и ведёт свою историю фермерское хозяйство Мельниковых.
— Когда уходил из колхоза, из техники на имущественный пай мне достались сломанные комбайн да трактор, — делится подробностями Анатолий Николаевич. — Я был первым, кто решился на такой шаг. Местные жители смотрели на меня кто с подозрением, кто с жалостью: мол, чудит мужик, сам не понимает, во что ввязывается... Несладко приходилось в первые годы, что тут скрывать. Но как-то выжили, бог, как говорится, не оставил.
Владимир
Из двух братьев Мельниковых, сыновей Анатолия Николаевича, Владимир — старший. Коренастый, весёлый, улыбчивый, с виду и по манере общения этакий интеллигент. В момент знакомства я даже удивился, предположив, что этот человек сегодня стоит во главе фермерского хозяйства. Оказалось, ошибся.
— Я тут, в некотором плане в гостях, — полушутя-полусерьёзно отрекомендовался Владимир. — Приходится действовать на два, а то и на три фронта: гощу у родителей, живу в Орле, работаю у брата — он тут основное руководящее лицо. А я, получается, вроде как турист. Но если серьёзно — помогаю, конечно. Весной, летом, осенью. Вон тракторы стоят, на любой могу сесть, выехать в поле. Дело-то общее, семейное.
По образованию Владимир — инженер мясоперерабатывающей промышленности, окончил Орловский аграрный университет.
— Животных в нашем хозяйстве пока не разводим, — всё так же улыбаясь поясняет он. — Может, когда-нибудь в будущем. Поэтому растениеводство в приоритете.
— А как получилось, что во главе хозяйства стал младший брат, а не старший? Или это формальность, некое условное распределение обязанностей среди членов семьи? — допытываюсь у него.
— Мы об этом не думали, как-то всё сложилось само собой, — запросто ответил Владимир. — Все бизнес-процессы, организационные и прочие вопросы функционирования и развития хозяйства решает мой брат. Он генеральный директор, глава хозяйства. Я помогаю, и меня это устраивает.
— Конечно, ключевые моменты, — добавил он, — что сеять, какими семенами, куда двигаться дальше обсуждаем все вместе, прежде всего, с отцом. Его знания, жизненный опыт бесценны, отец был и остаётся для нас авторитетом во всём.
Павел
Он, как и старший брат, подвижный, подтянутый, но, похоже, что всякую минуту в делах и заботах. Ничего не попишешь, такова доля руководителя...
В ремонтной мастерской механизаторы чинят трактор, у которого обнаружились неполадки в ходовой части. Надо снять колёса, перебрать узел. Павел должен знать, надолго ли ремонт.
Погода не радует, а в поле ещё соя стоит, ждёт своего уборочного часа. Тоже задачка: как убирать? Когда?
— По большому счёту серьёзных проблем в этом году с уборкой всё-таки не было, — после короткого знакомства отвечает Павел на мой вопрос. — Погода, конечно, вносила свои коррективы, но так бывает нередко в уборочную, а в целом всё обстоит нормально. Урожай неплохой, пшеницы намолотили 2500 тонн, на круг по семь с половиной тонн получилось.
Сейчас в активе крестьянского хозяйства 1100 гектаров земли, следующей весной, уточняет он, будет на 500 больше. Часть новых площадей уже засеяли, с остальной частью проводятся работы по рекультивации.
Для обработки полей и уборки урожая имеется несколько мощных «Кировцев», три новых комбайна. Из растений предпочтение отдаётся пшенице озимой и яровой, а также рапсу и сое, то есть культурам, наиболее востребованным на рынке.
О том, как стал во главе хозяйства, Павел говорит, как о чём-то само собой разумеющемся.
— Тринадцать лет назад я пришёл к отцу механизатором, — рассказывает он. — Позади была учёба в техникуме, армейская служба, потом ещё сельхозинститут.
— И как отец принял? Каково было самому — с высшим образованием, да на трактор?
— Так он меня не принял, он позвал, — с той же неизменной улыбкой на лице и, глядя на отца, стоявшего рядом, ответил Мельников-младший. — Куда мне отсюда?! Я и не мыслил. Вырос тут, всё происходило на моих глазах. Технику всякую с детства люблю, в шесть — семь лет ездил на тракторе. Сейчас в основном управляю комбайном во время уборки, если возникает такая необходимость. Но пять человек, работающих в хозяйстве на постоянной основе, не считая брата Владимира, вполне справляются со всеми задачами.
Во главе хозяйства Павел уже восемь лет. Сменил в этом качестве отца, уважаемого, авторитетного человека, когда Анатолия Николаевича стало подводить здоровье.
— Отец по образованию агроном, я же ветеринар, — поясняет Павел. — Когда принял эстафету от отца, пришлось осваивать агрономию. Семена, обработка, защита растений, удобрения, сроки, особенности выполнения агроприёмов — всё это вместе целая научная система, без неё урожая не получишь. Конечно, земледелец всегда зависим от небесной канцелярии. Она либо наш союзник, либо капризная барышня с неровным характером.
Спору нет, за прошедшие годы Павел и знаний набрался, и опыта поднакопил. Действует уверенно, на земле стоит крепко. Здесь же, на берегу речки, строит дом для своей семьи, растит детей, которых у него трое.
В разговоре мы коснулись и названия населённого пункта: дескать, режет слух Гнилое Болото. Может, поговорить с людьми и назвать деревню как-то иначе?
Павел искренне удивился.
— Что вы, ни в коем случае! Это наш бренд, наша изюминка! Нигде такого названия нет, а у нас есть! Думаю, когда-нибудь оно станет нашим торговым знаком.
Не место красит человека
Недавно в Сосковском районе с рабочим визитом побывал губернатор области Андрей Клычков. Пообщался в том числе с фермерской семьёй Мельниковых, с работниками хозяйства, осмотрел мастерскую, где ремонтируют технику, ангар, где хранится зерно. Отозвался о семье тепло, сказал, что на таких людях — настоящих патриотах и тружениках держится многое. Они, безо всякого преувеличения, опора деревни, района, всей нашей Орловщины. И мы вправе такими людьми гордиться.
А повод для гордости они дают не только своей работой. Их повседневная жизнь, поступки, отношение к окружающему миру, к людям, рядом с которыми живут, заслуживают уважения.
Братья Мельниковы задумали, к примеру, сделать на сельском пруду зону отдыха: очистили берега, поправили плотину, наметили, как действовать дальше.
Владимир два года назад закупил семена клёна, у которого необычная, шарообразная крона. В питомнике пока тридцать экземпляров редкого дерева, посадку огородили, берегут, ухаживают.
Есть своё увлечение и у Павла.
— У меня с детства никогда не было мотоцикла, — поделился он. — Не думал, что когда-нибудь обзаведусь. А тут сыну Антону на 13-летие подарил небольшой мотоцикл. Сын оказался парнем азартным, ездить стал неаккуратно, можно сказать, безобразничать. Я нашёл человека, который мог бы научить его безопасной езде. Глядя, как здорово он это делает, я сам загорелся. Приобрёл гоночный мотоцикл «Ямаха», тренировался уже вместе с сыном, а недавно принял участие в соревнованиях в Липецке. Сказать, что понравилось — значит, ничего не сказать. Такие ощущения, что передать невозможно!
Обсудили с братом идею сделать такую трассу в окрестностях своей деревни. Земля есть, оформим необходимые документы, сделаем проект...
Такие они, эти Мельниковы, отец и сыновья. Простые и понятные. Работяги и романтики.
Но было бы нечестным не сказать и о других членах семьи: у Анатолия Николаевича и его жены Марии Ивановны ещё четыре дочери, 18 внуков и один правнук! Вот такое богатство! Дочери, конечно, выросли, разлетелись, как птицы, из отцовского гнезда. У всех свои семьи, работа, дети. Но дом родительский не забывают, потому что для каждого из них он был началом всех начал.



