Некоторое время назад в адрес общественной организации ветеранов города Болхова пришло письмо. На конверте - адрес отправителя и фамилия: Самофалова (Васина) Л. К., г. Сочи, Адлер.
- Когда мы прочли письмо, были очень растроганы, - рассказывает председатель совета ветеранов Болховского района Светлана Лыженко. - Писала его Людмила Константиновна Самофалова, которой сейчас 85 лет, родившаяся в нашем городе в семье Константина Павловича и Марианны Тихоновны Васиных, и ребёнком пережившая немецкую оккупацию. Стало понятно, что мы получили ещё одно свидетельство о тех суровых, незабываемых днях, и посчитали, что будет правильно, если в юбилейный год Великой Победы об этом узнают многие люди не только в нашем городе.
Предлагаем вниманию читателей фрагменты письма, где автор рассказывает о военном лихолетье, времени, когда в Болхове хозяйничали гитлеровцы.
«Мой отец, - сообщает Людмила Константиновна, - пропал без вести на войне, а до войны он работал преподавателем кинокурсов в Болхове. Мать, Марианна Тихоновна, умерла в 1980 году.
Когда Болхов захватили немцы, мне было немногим более трёх лет, а брату Евгению - одиннадцать. Впоследствии он стал военным лётчиком.
Немцы заняли нашу квартиру, а всех жителей дома выгнали в подвал. Мы спали на полу, на сене, жили впроголодь, ели что придётся».
Однажды, когда был Новый год, говорится дальше в письме, немцы отмечали его шумно, с музыкой. В какой-то момент дверь подвала открылась, на пороге стоял немецкий солдат, худой, высокий, с мешком в руке. Все обитатели подвала притихли, а мы, дети, спрятались, кто куда мог. «Немец махал рукой, открыл мешок, приглашал и показывал, что принёс в подарок детям сладости. Но никто к нему не подошёл. Тогда он высыпал на пол всё, что было в мешке - сладости, бусы и опять стал звать. С места никто не сдвинулся, хотя мы были очень голодны. Немец зло выругался, собрал свои подарки и ушёл».
Есть в письме короткий рассказ ещё об одном необычном случае.
Было это, когда уже шли бои за освобождение города, летом 1943 года, в подвал дома постучался немецкий солдат. У него оказалось ранение в ногу, он всё время повторял: «Найн, найн война. Гитлер капут и аллес шлехт». Оказалось, что этот немец сбежал с поля боя, не хотел воевать. «Взрослые его прятали в нашем подвале, в куче сена. Детям был запрет никому и ничего не говорить про этого раненого немца, иначе и его, и всех нас убьют».
Во время боёв над городом постоянно кружили самолёты и шли сражения в небе. «Ребята проделали в дверях подвала дырку и наблюдали, как происходили воздушные бои, - сообщает автор письма. - Недалеко от дома, где мы жили, была церковь, и оттуда во время боя в городе постоянно строчил немецкий пулемёт… Но вот взрывы, стрельба затихли, город был освобождён. Кто-то из немцев попал в плен, наши солдаты обходили дома, находили много мин, предупреждали об опасности.
Помню, в нашем дворе суматоха, беготня, крики. Привели трёх мальчишек, у них были опалены лица, волосы. Взрослые обмывали их водой, мы, малыши, смотрели на всё это, было непонятно и страшно. Но всё равно все радовались, потому что кругом кричали: «Победа!»
Дальше Людмила Константиновна пишет, что к зданию церкви стаскивали подбитую технику. «У одного танка башня была повреждена и вращалась, мальчишки её толкали то в одну, то в другую сторону, а мы, маленькие, смотрели и завидовали им».
Внутри церкви поймали кошку, она здесь жила. Кто-то сказал, что кошка была при немецком пулемётчике, кормилась у него, значит, она предатель и её надо наказать. Но расправиться с кошкой не дали, подошёл взрослый мужчина, отобрал кошку и всех ребят разогнал.
«А ещё помню, - пишет в конце письма Людмила Константиновна, - как много пленных немцев гнали по улице в сторону леса, а мальчики, кто побольше, бросали им вслед камни. И кричали, что так им, фашистам, и надо.
Такие картинки и воспоминания о тех днях живут во мне всю мою жизнь. И этот след о страшной войне никогда не пропадёт в моём сердце…»
В своём письме землякам Людмила Константиновна немного сообщила и о себе, о том, как сложилась её жизнь. С 1967 года целых 55 лет она жила на Сахалине. А недавно вместе с семьёй переехали в Сочи, в Адлер. «И всё равно, - пишет она, - частица моего сердца и мои воспоминания - на моей родине, в дорогом и родном Болхове. Здесь меня крестили, здесь я ходила в детский сад, недалеко от нашего дома была церковь и высокая колокольня».
Людмила Константиновна очень хотела бы побывать в родных местах, но сожалеет, что возраст не позволяет и здоровье уже не то. И просит кланяться всем своим землякам.
Ценное это письмо решили передать в краеведческий музей, оно станет ещё одним документальным свидетельством пережитого болховчанами в период немецкой оккупации. К сожалению, пока нет фотографии Людмилы Константиновны, но это можно исправить.
- Нам очень хотелось поблагодарить нашу землячку за память, за добрые слова о нашем городе и людях, которые пережили войну, - говорит Светлана Лыженко. - На недавнем мероприятии в центральной районной библиотеке с участием представителей разных поколений было зачитано это трогательное письмо. И там же было принято решение отправить в Адлер посылку. В неё поместили календарь и карту с видами нашего города, открытки знаменитых людей - уроженцев Болхова. Молодёжь вложила в посылку свои подарки, в том числе изящные керамические тарелочки и блюдца, где отражены разные исторические и памятные уголки и пейзажи Болхова. Представители соцзащиты заказали на хлебозаводе сувенирный печатный пряник с профилем Спасо-Преображенского собора. Поучаствовали в этом и наши волонтёры, им было поручено доставить посылку в почтовое отделение и оформить отправку по нужному адресу. Надеемся, что нашей дорогой землячке Людмиле Константиновне Самофаловой (Васиной) будет приятно. И рассчитываем на продолжение наших контактов.
* На фото: Школа им. К. Маркса в г. Болхове, превращённая фашистами в лагерь для советских военнопленных.


