За советом к опытному руководителю я решила обратиться как коллега по недавнему назначению. В уютном кабинете ректора мы беседуем за чашкой чая.

— Павел Александрович, зная о вашем опыте руководящей работы, осмелюсь воспользоваться служебным положением и спросить вас: с чего следует начинать управление большим коллективом?

— Всё зависит от того, какой коллектив и какова отрасль, в которой мы работаем. Сложностей особых нет. Изучаем действующие нормативные документы, определяем цели и задачи, которые необходимо решить, и смотрим, какие для этого имеем материальные ресурсы. Подводим итог. Если нет денег, определяем, что нужно сделать, чтобы они появились, какие можно применить механизмы.

Например, если речь идет о нас, изучаем устав учебного заведения, полномочия, которыми обладает ректор, проректоры, учёный совет. Затем рассматриваем экономическое положение вуза, изъяны, которые привели к определённому состоянию его экономики, и начинаем потихонечку их устранять. Памятуя о том, какими мы обладаем полномочиями, приводим в чувство коллектив. Для этого в августе, когда на учёном совете наши экономисты отчитались о ситуации, мы начали определённые действия по уменьшению аппарата, и приближению его к пропорции, которая выработана министерством. Пропорция простая: 60 % — профессорско-преподавательский состав, 40 % — управленцы. А у нас пропорция получается обратная. Вот отсюда и начинаем изменения.

— Как вы считаете, что способствует продвижению учреждения или предприятия: чёткое распределение обязанностей и назначение ответственных за выполнение поставленных задач или вовлечённость каждого члена коллектива?

— Вовлечённость и ориентированность каждого на результат должны быть обязательно. Это правило любой команды. Нового здесь ничего не придумано. И начальник, и работник оба должны быть заинтересованы в общем результате. Если нет, то отсекаем «хвост». Или «голову» — в зависимости от того, как работают. Вовлечённость каждого члена команды — это первое правило, оно даже не обсуждается. Каждый должен работать на результат.

Например, для нашего вуза, профориентацией, уверен, должны заниматься не только сотрудники управления проф­ориентационной работы. Их всего пять человек, и они работают на то, чтобы на очное отделение пришли учиться две тысячи студентов. А должны работать все: преподаватели, деканы, завкафедрами, и весь аппарат. Каждый в клювике принёс чуть-чуть — и вот результат. А если рассчитывать на то, что профориентацию проведут пять сотрудников — результата не будет.

— Проработав в должности месяц, изучив ситуацию, вы уже определились с задачами, которые стоят перед вузом? Какие из них необходимо решить в первую очередь?

— Первым делом надо нормализовать ситуацию, связанную с экономикой учебного заведения. Эта задача решается через устранение тех причин, которые привели к тому, что экономика находится в глубоком минусе. Это, как я уже говорил, приведение к формуле, определённой министерством, утверждение и уплотнение нагрузки преподавателей, и то, что явно несёт минус. Например, социальные проекты. Если какой-то проект университет тянет — отлично, но если столько социальных проектов, что университет сам тонет, то это абсурд. Это не полномочия университета содержать какие-­то спортивные сооружения, школы. Это прерогатива субъекта Российской Федерации. Если университет считает возможным содержать одну-две школы, хорошо, но в Орле их 53. Нам их все взять на финансирование?

— Почему только в Орле? В городе Мценске — Ледовый дворец.

— Ледовый дворец и гимназия. Ледовый дворец — за год это минус 20 млн из нашего бюджета, и 10 млн — гимназия. Повторю, это не наши полномочия. В Ледовом дворце не занимаются наши студенты, в нём занимаются жители Мценска. Это очень хорошо, но почему за это платит университет? С этими вещами надо разобраться, и с ними мы будем расставаться. Я понимаю, что это болезненно, но... Сначала меня спросят, плачу ли я сотрудникам зарплату, а уже потом про социальные проекты.

— Павел Александрович, как для себя вы определили перевод иноязычного слова «кампус»? Чем смыслово вы его наполняете?

— Это студенческое общественное пространство. Не просто сооружения — три новых общежития по 500 человек, учебные корпуса, стадион открытого типа, лабораторный корпус (в нём могут одновременно заниматься 2 тыс. студентов), — это ещё и продолжение цепочки: техникум — институт — производство или наука. Наша задача — подготовить лучших специалистов. Уже здесь, в кампусе, мы готовы пригласить в лабораторию или на кафедру работников — заводчан. Приходите, показывайте, что необходимо знать студентам. Можно подготовить инженера, который пойдёт на производство. Это хорошо. Но кампус ещё предоставляет новейшее оборудование и возможность стать исследователем в своей об­ласти, то есть, заниматься наукой. Наше учебное заведение страдает, в частности, от того, что средний возраст профессорско-преподавательского состава — 61 год. Есть показатель министерства — до 39 лет. Соответственно кампус с новыми людьми, с новым оборудованием призван влить новую кровь в развитие науки, и эта наука позволила бы нам привести молодых кандидатов и докторов в образование. Вот здесь мы их подготовили, через наш совет они прошли и заново вернулись в систему образования. Вторая часть студентов, которые хотят на производство, проходили бы кафедру производства, лабораторию, опять производство. Тогда наши производственники не жаловались бы, что к ним не приходят наши выпускники, а если приходят, то совсем не подготовленные.

— Ещё с институтских времён помню: забудь всё, чему тебя учили...

— Да, это извечная болезнь. Ещё при советской власти говорили: всё, чему тебя учили в институте, забудь, будем теперь учить заново. Мы должны понимать, чтобы на производстве появилось нужное количество подготовленных инженеров, нужна заявка. Инженерами не становятся за один год, их пять лет готовят. А чтобы заявку подготовить, должна быть специальность открыта или профиль по данной специальности. И производственник должен дать гарантии, что через пять лет он возьмёт этих специалистов.

Немалую роль здесь играет Департамент экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области — необходим расчёт рабочей силы на 5-10 лет. Важно знать, какие профессии на каких предприятиях будут требоваться. Предприятия давали бы направления учебным заведениям: через пять лет нам понадобятся вот такие профессионалы, а через десять — такие. Лучше с перспективой на десять лет, тогда мы готовили бы линейку спокойно. Для этого надо аккредитовать специальность, а для аккредитации специальности студент должен пять лет отучиться. По выпуску первого человека мы имеем право провести аккредитацию специальности. Администрация, производство и образование должны работать во взаимодействии. Должен быть прогноз. И он должен работать.

— Заместитель министра науки и высшего образования РФ Константин Могилевский уверен, что ваша работа даст новый импульс развитию вуза. Каково направление этого вектора?

— Будем надеяться. Надо чтобы вуз начал работать полно­ценно и задышал полной грудью. При таком объёме студентов, даже при издержках, которые есть, довести вуз до состояния банкротства... Можно рассуждать о великом и красивом, о добром и вечном, но пока мы не выровняем ситуацию, при которой не будем задаваться вопросом, чем платить заработную плату преподавателям, это — пустой разговор. Какого вопроса ни коснись, он всё равно упирается в деньги.

— Орловский государст­венный университет — самый большой и значимый вуз региона, с этим не поспоришь. Удовлетворены ли вы результатами приёмной кампании?

— Местное население считает, что она прошла в обычном режиме, для меня — плохо. Да, закрыли контрольные цифры приёма (количество бюджетных мест), да, взяли определённое количество студентов, но, я считаю, что при таком профессорско-преподавательском составе студентов, обучающихся на платной основе, должно быть в два, а то и в три раза больше. Все преподаватели должны быть полноценно загружены — минимум по ставке, желательно — по полторы, тогда это будет нормальный приём. Пока мы имеем то, что имеем. Будем стремиться поменять это, тут много такой работы, чиновничьей, я бы сказал.

— И снова используя служебное положение, предлагаю вам сотрудничество с одним из старейших печатных СМИ региона — газетой «Орловская правда». Уверена, что поле деятельности здесь обширно — от производственной практики студентов до создания совместных социально значимых проектов. Давайте вместе готовить специалистов!

— Конечно, согласен. Это и есть профориентационная работа. Она значительна, и она должна начинаться со школы. Есть 11-й класс — его выпускники пойдут в вуз, но есть 9-й, выпускники которого в техникумы идут. К сожалению, та профориентационная работа, которая сейчас проводится — это 1/10 от того, что должно быть в реальности. Если раньше каждый преподаватель был нацелен на результат и отвечал за то, сколько у него детей, то теперь иначе. Отсюда и получается, что малокомплектные группы, отсюда экономики нет.

— Совсем недавно указом губернатора создана комиссия по отбору кандидатов на должность мэра города Орла. Известно, что вы являетесь её председателем. Расскажите, пожалуйста, о задачах и функциях этого органа.

— Задачи у неё простые, они прописаны в законе, который принят областным Советом. Определены сроки, в которые общественные объединения, политические партии, общественные организации выдвигают своих кандидатов на пост мэра. Они сдают документы в комиссию, комиссия должна провести заседание, рассмотреть документы и взять в обработку, чтобы определить, соответствует ли образование кандидата, его опыт работы необходимым требованиям. Провести с ним собеседование, запросить силовые структуры — привлекался, не привлекался, то есть, просканировать этого человека. У комиссии, скорее, мандатный уровень. Многие думают, что комиссия выбирает мэра. Это не так. Комиссия не выбирает мэра, она проверяет, соответствует ли кандидат требованиям, прописанным в законе. Если всё в порядке, комиссия предоставляет губернатору документы на рассмотрение, а уже губернатор определяет, кого из этих кандидатов, но не менее двух, он предложит в горсовет. А горсовет уже избирает мэра города Орла.

— Какими качествами и компетенциями, на ваш взгляд, должен обладать мэр города?

— Профессионализм, образование, социализация. Обязательно — опыт управления коллективами. Мэр, на мой взгляд, это больше хозяйственник, чем политик. Например, надо песка закупить по низкой цене, чтоб зимой посыпать. Сейчас не закупает, закупает зимой, зимой в два раза дороже, а это деньги. Хозяйственная жилка обязательно должна присутствовать. Конечно, у него будут заместители, но если он сам всего этого не прошёл, то будут проблемы. Необходим опыт работы в разных структурах в качестве первого руководителя. В чём особенность первого руководителя? Он должен брать на себя ответственность. Кроме того, нужно уметь зарабатывать деньги на ту организацию, которую возглавляешь, и уметь говорить с людьми.

— Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», вступивший в силу 19 июня 2025 года, ввёл механизмы привлечения глав к ответственности. Например, такие как отставка главы или его отстранение от должности по инициативе губернатора. Как человек, имеющий опыт работы в органах государственной власти, прокомментируйте изменения, вводимые этим законом в организационные и правовые основы местного самоуправления.

— Губернатор имеет право отстранять главу по недоверию. Здесь ничего такого нет, я считаю, это правильно. Как и президент имеет право отстранять губернатора по недоверию. Чем в образовании в нашей ситуации хорошо, при назначении исполняющего обязанности ректора или ректора, в разных учебных учреждениях по-разному в уставах прописано, проректоры автоматически считаются уволенными. И ты сам как руководитель хочешь новых назначаешь, хочешь прежних, но это уже твоё решение, и ты за него потом отвечать будешь. А уж глава администрации тем более.

— Одним из новшеств является переход на одноуровневую систему организации местного самоуправления, при которой на всей территории Российской Федерации (за исключением территории городов федерального значения) местное самоуправления будет осуществляться только в городских округах и муниципальных округах...

— Что это значит? Сокращаются две администрации, образуется одна. Округа создаются. Это имеет место быть. Количество жителей в сельских поселениях резко снизилось, а сельсовет остаётся. У них на зарплату нет денег, самим себе заплатить, а для чего тогда их держать? Из нескольких сельсоветов остаётся один, одного человека берут начальником отдела по данной территории. В Орловском муниципальном округе, я посмотрел, время прошло, справляются, особых «брызг» от населения нет. Орловский район более насыщен людьми, нежели, например, Корсаковский, или Шаблыкинский, или Должанский районы. Там объединение назрело, на мой взгляд. Решать, конечно, этим районам. Объедините и сделайте один районный Совет. Людей уже не остаётся, а депутатов надо избирать. Деревни, к сожалению, вымирают. Возможно, это объективный процесс в силу урбанизации, внутренней миграции. Люди тянутся в центр (работа, лучшие условия), поэтому и принимаются решения о малых городах и населенных пунктах.

— Павел Александрович, в преддверии нового учебного года что вы можете сказать коллегам, педагогам, студентам, школьникам?

— Коллегам я бы сказал: «Терпения вам!» Терпения, процветания, отзывчивых учеников, хорошей зарплаты. Президент не так давно обратил внимание на необходимость повышения заработной платы школьным учителям. Я думаю, что это уже давно перезревший вопрос.

Ученикам и студентам — не терять время даром. То время, которое дала им жизнь на подготовку большого старта, очень быстро пролетает. Это фора, которая даётся для обучения. Эти 16 лет надо использовать по максимуму. Потом уже не догнать. Только вперёд!

— А себе самому что вы пожелаете?

— Терпения, — улыбается Павел Александрович. — Бог терпел и нам велел.

— Благодарю вас за интереснейшую беседу. Непременно воспользуюсь вашими советами. Как вы недавно отметили: «Нам предстоит большая работа. Цели определены, задачи поставлены. Давайте работать!»

— За работу, товарищи! Это классическое выражение, придумано не мной, я его просто повторил. Да, цели определены, задачи поставлены, нечего рассуждать — работаем.

— Какой срок вы определили для подведения промежуточных итогов?

— Что-то можно будет понять только в следующем году. Тут многие процессы растянуты. Надо принять более продуманные решения, связанные с новыми наборами, с увеличением количества студентов. Новый закон будет принят с 1 сентября, переход на новый уровень образования, введение новых стандартов — всё это только следующий год. Уверен, он пройдёт динамично и быстро. Будем ждать. Точнее так: ждать мы не будем, мы будем предпринимать определенные действия, чтобы получить результат.

— А какой срок вы отводите на то, чтобы понять, что ситуация переломлена и уже можно снимать сливки?

— Сливки снимать рано. Для этого ещё год нужен, то есть этот учебный год и следующий. Вот тогда ситуация должна улучшиться. Экономику выровняем, а остальное отладим — и учебную деятельность, и многое другое, тут вопросов я не вижу. С теми, кто не хочет идти вперёд, будем расставаться. Цели определены, задачи поставлены. Работаем, товарищи!