Был несколько раз ранен, контужен, но после госпиталя всегда возвращался в строй. Сегодня фронтовику Григорию Яковлевичу Зинченко 101 год.
Спасало чудо
Когда началась Великая Отечественная война, Григорию едва исполнилось 18 лет. Он работал на военном заводе в Луганске, который потом эвакуировали в Барнаул вместе с сотрудниками.
- Помню, по радио каждый день передавали сводки с фронта, - рассказывает Григорий Зинченко. - Диктор Левитан говорил, какие потери на фронтах, где отступают наши части, где наступают. Его голос звучал так проникновенно, брал прямо за душу. Я точно знал, что пойду на фронт добровольцем.
Однако в военкомате парню отказали: мол, первоклассный слесарь нужен на заводе. А Григорий был хорошим специалистом. Фабрично-заводское училище окончил на отлично. Директор завода не подписывал его неоднократные заявления на увольнение.
- Тогда я соврал мастеру, что у меня заболел зуб и мне надо в больницу, - вспоминает Григорий Яковлевич. - А сам прямиком в военкомат. И в тот раз мне удалось убедить комиссию.
Но парня отправили не на фронт, а в артиллерийское училище. И в 1943 году Григорий Зинченко уже воевал на 2-м Украинском фронте. Он был механиком самоходной артиллерийской установки.
Фронтовик рассказывает, что часто бывал на волосок от смерти, но судьба хранила его.
Однажды рядом разорвался снаряд, и осколок попал Григорию прямо в область сердца.
- Но, к счастью, на груди висела металлическая фляжка, - вступает в разговор внучка ветерана Инна, которая живёт вместе с героическим дедушкой. - Осколок не дошёл до сердца буквально два миллиметра!.. Если бы не фляжка, дед вряд ли бы выжил.
Ещё было много страшных дней, когда, казалось, смерти не миновать. Однажды на наше подразделение налетели немецкие самолёты. Бомбили непрерывно. В живых остались Зинченко и ещё один его товарищ, бойцы попали в окружение. Долго ждали подкрепления, надеялись, но так и не дождались. Решили выбираться ползком по лесу. Как говорит фронтовик, удалось это «каким-то чудом».
«Раиса Сергеевна»
Григорий Зинченко участвовал в Смоленской операции.
- Я попал в армию прорыва (артиллерийские дивизии прорыва. - Прим. авт.), - вспоминает фронтовик. - Туда отбирали опытных бойцов. С нашей стороны это были сильные, прорывные наступления. Били немцев и с земли, и с воздуха. До появления названия орудия «катюша» гвардейские миномёты называли «Раиса Сергеевна».
Такое прозвище солдаты придумали из-за маркировки боеприпасов, на которых была аббревиатура РС, то есть реактивный снаряд. А позже появилось ставшее известным на весь мир название «катюша».
Фронтовик вспоминает, как к ним относились местные жители в освобождённых Румынии и Венгрии.
- Хорошо нас встречали, приветливо, - улыбается Григорий Яковлевич. - Кормили и с собой продукты давали.
Были и забавные случаи. В Румынии почти в каждом частном доме делали домашнее вино. Когда войска Красной Армии подходили к Румынии, местные жители, зная о любви солдат к горячительным напиткам, стали прятать бочки с вином в лесах, закапывали их в землю.
Но разве находчивый солдат не найдёт! Конечно, нашли, откопали, погрузили на телегу, накрыли брезентом и собрались было везти своим. Но неожиданно приехало большое военное начальство. Увидели и стали простреливать бочки, чтобы не случилось пьянства среди солдат.
- Тут служивые не выдержали, - с улыбкой вспоминает Зинченко, - подбежали к бочкам кто с котелком, кто с каской, кто с фляжкой и стали наливать вино, которое рекой лилось из простреленных бочек.
Любовь по имени Софья
Участвовал Григорий Зинченко и в боях за Будапешт. День Победы встретил недалеко от Праги. После войны фронтовику предложили учиться дальше, стать кадровым офицером, но он отказался.
- Возможно, и потому, что дома его ждала большая любовь по имени Софья - моя бабушка, - говорит Инна. - Они всю жизнь прожили в любви и согласии. Мы широко отпраздновали их золотую свадьбу - с музыкой, песнями, танцами!
Григорий Яковлевич с теплом вспоминает свою жену, ласково называя её Сонечкой. Познакомились они в Луганске на заводе, где вместе работали. Ей было 15 лет, ему 17. Девушка дождалась Григория с войны, и они поженились. Воспитали детей, потом появились внуки и правнуки.
Григорий Яковлевич жил и работал в Луганске. Но после обострения ситуации в Донбассе был вынужден переехать в Орёл. В мае 2022 года ему вручили паспорт гражданина Российской Федерации.
Конечно, я спросила Григория Яковлевича, перешагнувшего вековой рубеж, о его секрете долголетия. Мне показалось, он не сразу понял, о каком таком секрете говорит журналист.
- Не думал я об этом никогда. Да, прожил долгую жизнь, так ведь и здоровьем сейчас особо не похвастаешься. Наверное, надо жить честно, не обижая окружающих, не мешая им. Я давным-давно бросил курить. И алкоголем не увлекался никогда. Небольшую стопочку - и всё. Может, в этом и секрет, - улыбнулся фронтовик и пожелал всем долгой и мирной жизни!
Награды Григория Яковлевича Зинченко:
- медаль «За отвагу»,
- медаль «За взятие Будапешта»,
- орден Отечественной войны II степени


