Режиссёр спектакля Константин Мишин предложил по-новому взглянуть на роман Льва Толстого «Анна Каренина». В чём новизна? Вместо одной Анны на сцене будут две: так сказать, «до» и «после» — Анна живая, полная страсти, терзаний и надежд, и Анна мёртвая, уже сделавшая роковой шаг к смерти. Их в спектакле играют актрисы Эльвира Узянбаева и Елена Симонова. В одинаковых платьях, с одинаковыми причёсками... Играют, надо заметить, так, что их эмоциональные болевые вибрации ощущаются почти физически.

Вместо классической инсценировки предлагается философская притча. В чём философия? Диалог героини с собственной душой. Стоило ли платить жизнью за ушедшую любовь, одиночество и непонимание?..

Именно о понимании и хотели поговорить создатели спектакля. Здесь, кажется, никого не осуждают и никого не оправдывают. Просто у всех персонажей своя правда, как это и бывает в жизни. Потому по-человечески всех жалко — прежде всего красивую, молодую Анну с нахлынувшей на неё страстью, такой, что перед нею померкла любовь к сыну.

«Серёжа? Я тоже думала, что любила его, и умилялась над своею нежностью. А жила же я без него, променяла же его на другую любовь и не жаловалась на этот промен, пока удовлетворялась той любовью». Это слова из знаменитого монолога, который прозвучал в спектакле полностью...

«Чего он искал во мне? Любви не столько, сколько удовлетворения тщеславия. Да, в нём было торжество тщеславного успеха. Разумеется, была и любовь, но большая доля была гордость успеха. Он хвастался мной. Теперь это прошло. Гордиться нечем. Не гордиться, а стыдиться. Он взял от меня всё, что мог, и теперь я не нужна ему. Он тяготится мною и старается не быть в отношении меня бесчестным. Он проговорил вчера — он хочет развода и женитьбы, чтобы сжечь мои корабли. Он любит меня — но как?..»

Ах, это вечное «нет, вы не любите меня, как я б хотела», что звучало ранее у Мольера, что в любые времена мешает женскому счастью...

Могла ли быть Анна счастлива с Вронским, если бы жила в другое время, когда развод — дело простое и житейское? Но речь ведь не только об этом, трагедия Анны в том, что ей кажется, будто любовь угасает, и она начинает терзать любимого человека подозрениями и ревностью.

Вот снова слова из её монолога: «Моя любовь всё делается страстнее и себялюбивее, а его всё гаснет и гаснет, и вот отчего мы расходимся, и помочь этому нельзя...»

Вронского пронзительно и страстно играет Максим Громов. В спектакле есть сцена, где обе Анны одновременно подходят к Вронскому, прикасаясь к его щеке... Драматично и пластично. На протяжении спектакля зритель увидит немало красивых мизансцен.

О Карениной в разное время было много чего поставлено и снято. И зачастую Алексей Каренин, муж Анны, показан тираном, этакой холодной машиной, бескомпромиссно гнущей свою линию. В спектакле Каренин (Михаил Артемьев) — человек любящий и страдающий, он до последнего борется за свой брак и в конце концов прощает Анну.

Единственно, кто никогда ничего не прощает — это толпа, или общество, назовите, как хотите. Общество с его правилами, которые нарушаются многими, главное, тихо и аккуратно, чтобы не было скандала. Сплетни, пересуды и демонстративное отторжение порой толкают душу в такую мучительную мясорубку, что выйти оттуда живым и психически здоровым удаётся не всем. Не случайно в конце спектакля именно под ногами этой одноцветной, бесстрастной толпы, под ногами, отбивающими ритм паровозных колёс, гибнет Анна...

Уверена, что, несмотря на все старания создателей постановки, не все поймут Каренину. Кто-то процитирует Аристотеля, предупреждавшего, что ничто так не разрушает человека, как продолжительное бездействие. А кто-то, возможно, и вспомнит анекдот про то, как сказала одна крестьянка, услышав историю Карениной: «Корову б ей. А лучше — две». Кто-то посетует: «Было же для кого жить — дети»...

Однако легко рассуждать, когда тебя не крутит водоворот страстей. А если любовь, словно поезд, на всех парах несётся навстречу? И даже стоп-кран уже сорван, а спасения нет...

В любом случае, всё, о чём говорит бессмертная классика, помогает нам лучше понять самих себя, попытаться ответить на главные и вечные вопросы.

Вот что читаем мы на странице театра «Свободное пространство»: «На наш взгляд, „Анна. Сны“ раскрывает именно трагедию Анны, которая в какой-то степени является трагедией всех женщин, живущих в мире страсти и поверхностных идеалов. Это рассказ о том, как гордыня, самолюбие и даже самокритика препятствуют вступить на путь к истинному счастью, как желание быть любимой мешает нам любить. Толстой не выносит Анне ни оправдательный, ни обвинительный приговор: что суд человеческий может сказать в момент, когда человек отправляется на суд Божий?

Но невольно вспоминаются строчки Марины Цветаевой:

— Бог, не суди! — Ты не был

Женщиной на земле!»

(16+)