Марина Павловна Чечнева родилась в 1922 году в селе Протасово Малоархангельского района. Летчица, в годы Великой Отечественной войны командовала эскадрильей 46-го гвардейского Таманского Краснознамённого ночного бомбардировочного женского авиаполка. Совершила 810 боевых вылетов, провела в воздухе более тысячи часов, свыше 115 тонн бомб сбросила на железнодорожные станции, укреплённые пункты, доты, блиндажи и окопы врага. Герой Советского Союза.
«Боевой вылет «ночных колдуний»
«Из всех боевых вылетов мне запомнился вот этот... Ночью 1 августа 1943 года я вместе со штурманом Ольгой Клюевой летела на очередную бомбежку вражеских позиций на Таманском полуострове. Уже на подходе к цели мне бросилась в глаза непривычно странная работа вражеских прожекторов: они то включались, то выключались, а зенитного огня не было. «Может, наши экипажи ещё не дошли до цели?» — подумалось мне.
Но тут на моих глазах, без зенитного огня с земли, загорелся шедший впереди самолёт командира звена Евгении Крутовой. Я сразу догадалась, что это работа фашистского истребителя. В эту ночь враг впервые решил применить новую тактику против «ночных колдуний», как теперь со страхом называли фашисты наших лётчиц из ночной бомбардировочной авиации. Эта тактика заключалась в том, чтобы поймать в вилку прожекторов У‑2 и передавать из одной прожекторной группы в другую, тем самым наводить на него истребителей. При этом вражеские зенитки молчали, чтобы не подбить своих.
Не успел упасть горящей свечой самолёт Крутовой, как загорелся второй самолёт молодой лётчицы Ани Высоцкой. Затем у меня на глазах погиб ещё один экипаж, потом ещё один... Сгорело четыре самолёта, погибло восемь чудесных девушек. Теперь очередь была за мной.
Что же делать? Пока я искала выход из сложившегося положения, фашисты снова включили прожектора. А цель всё ближе. В голове у меня мелькают один вариант за другим. Может быть, набрать высоту и спланировать? Но ведь вражеские истребители знают высоту бомбометания У‑2 и, конечно же, подстерегают их именно на этой высоте.
Я принимаю решение — подойти к цели на самой малой высоте. Тут уж истребителю делать нечего, он побоится врезаться в землю.
Помню ту страшную ночь, как будто бы было вчера. Стрелка высотомера ползла медленно: 1000, 800, 700, 600 метров. Нет, ещё рано! 500 метров.
— Маринка, что ты делаешь? — крикнула мне в переговорный аппарат Оля Клюева. — Подорвёмся на своих же бомбах!
— Крепись, штурман! — ответила я ей. — Двум смертям не бывать...
И даже когда стрелка качнулась на цифре 450, я всё ещё отдавала ручку от себя. Наконец 400! Предел! Волновались обе, потому что знали, что к самолёту подвешены бомбы мгновенного действия. Обе понимали, что взрывная волна достанет нас быстрее, чем мы успеем миновать зону её распространения.
Клюева прицелилась, и бомбы полетели вниз. Прогремел взрыв. Машину сильно качнуло. Я сманеврировала и миновала опасную зону. Самолёт продолжал снижаться. Лишь отойдя подальше, я подняла машину ввысь, дала полный газ, развернулась и взяла курс на свой аэродром. Вслед за моей машиной неслись трассирующие пули зениток. Но они не достали увёртливую «ласточку».
Мы с Клюевой благополучно добрались до своего аэродрома. Задание было выполнено».
Мария Токолова, главный архивист отдела использования
и публикации документов Госархива Орловской области



