Совсем немузыкальные
Ими можно есть, перемешивать салаты и консервацию при варке, дарить в качестве сувениров.
А вот играть на них не получится — мастер использует в основном мягкие породы деревьев, тогда как для производства «музыкальных» ложек требуются твёрдые: ясень, дуб...
— У меня пока всего одна такая ложка. Режутся они тяжело. Хочу попробовать сделать больше, но жалко инструмент, затупится, — поясняет Альберт Иванович.
Он хотя и вышел уже на пенсию, работает на заправке. В течение дня устаёт, а хобби — изготовление деревянных ложек — помогает отдохнуть и набраться сил.
Увлёкся он этим случайно. Лет пять назад посмотрел по телевизору передачу про то, как вырезают ложки, и решил попробовать. Вспомнил, что в школе ходил в кружок резьбы по дереву, где его и других ребят учили делать разделочные доски и даже картины. Получалось неплохо. Альберт Иванович оборудовал в гараже небольшую мастерскую и принялся за дело.
На любой вкус и кошелёк
— Первую ложку я вырезал обычным кухонным ножом. Она получилась немного кривобокой, сейчас где-то валяется, — смеётся мастер. — Постепенно начал покупать инструменты. Есть в Нижнем Новгороде резчик по дереву Леонид Хазов, он их изготавливает. Его инструментами пользуются мастера по всей стране. Он и сам делает ложки. Первый нож и стамеску я заказал у него.
В работе Альберт Иванович использует топор, ножовку, специальный нож для резьбы по дереву, стамеску и т. д. А вообще в интернете инструментов для резчиков множество — на любой вкус и кошелёк. Ну и, конечно, выбор зависит от того, какое дерево выбирает мастер.
«Разжился» черёмухой
— Самый распространённый материал для изготовления ложек — липа. Это очень мягкое дерево, пластичное. Но ложки из него недолговечные, и некрасива сама структура липы — там нет рисунка. Ну а я в основном вырезаю ложки из рябины, черёмухи, вишни, абрикоса, — говорит резчик.
Материал для изделий ему иногда поставляют знакомые — когда, например, в посёлке опиливают деревья, электрики или газовщики зовут мастера, чтобы он выбрал подходящие чурки. Например, не так недавно в ходе ремонта дворовой территории мастер «разжился» черёмухой — дерево нужно было спилить. Структура его древесины оказалась красивой и необычной.
В этом году мастер впервые попробовал работать с туей — тоже понравилось. Если правильно подобрать материал, красота дерева (цвет, годовые кольца и т. д.) «раскроется» в уже готовом изделии. Иногда у ложек получаются немного изогнутые ручки — дерево само подсказывает, как его лучше обрабатывать, утверждает мастер.
Чисто символически
Его изделия можно увидеть на выставке в местном краеведческом и орловских музеях, но в основном они расходятся на подарки — родственникам и друзьям, которые живут не только в нашей области, но и в Москве, Ставрополе, в других городах...
За год мастер изготавливает примерно 90 штук ложек, ну а всего за годы своего увлечения сделал около 400. Продаёт он свои изделия редко и цену устанавливает символическую — говорит, не достиг ещё нужного уровня мастерства. А вот в специализированных группах резчиков по дереву в социальных сетях порой выставляют настоящие произведения искусства — такие ложки, как правило, делают люди с художественным образованием, и стоить каждая может 600, 700, 800 и даже больше тысячи рублей. Но и ложки Альберта Клишина по-своему красивы. Такие несколько десятилетий назад были в каждой деревенской избе.
— У меня дед всегда ел деревянной ложкой. И тётя, которая живёт в Ливнах, пользуется только ею — говорит, уже привыкла. А я сам почему-то ем железной, надо как-то попробовать и деревянную — мои ложки не сувенирные, ими можно есть. Я обрабатываю их специальным льняным маслом, которое используют для разделочных досок, детских игрушек, так что при контакте с едой никаких аллергических реакций не будет. Жена уже оценила — забрала большую ложку с длинной ручкой. Говорит, ею хорошо мешать варенье при варке. У нас многие берут такие ложки — например, для перемешивания салатов. Используют их и при заготовках фруктов и овощей на зиму — они не царапают дно кастрюль и тазов, — говорит мастер.
На поток не поставишь
В общем, пользуются ложки Альберта Клишина спросом. Но на поток их производство не поставишь. На заготовку для одной ложки уходит, в зависимости от материала, час — полтора. Альберт Иванович делает их из сырого дерева. Потом заворачивает будущие ложки в бумагу, и они сохнут месяц — два. После этого шлифует изделия наждачной бумагой.
— Шлифовку я повторяю по три-четыре раза. Потом заготовки опять нужно намочить и дать им высохнуть. Поднимается «ворс» — значит, опять требуется шлифовка. Ложки из мягкого дерева (липы, осины) нужно шлифовать по пять-шесть раз, из более твёрдого — три-четыре раза. Таким образом, на одну ложку уходит больше месяца — двух, — говорит Альберт Иванович.
Ложки из липы или ивы делать несложно, но они недолговечны. А изделия из вишни, сливы, абрикоса, если не мыть их в посудомоечной машине и правильно за ними ухаживать (поел — помыл — вытер досуха, а раз в месяц ещё и обработал маслом), могут служить десятилетиями, напоминая своим владельцам о замечательном и незаслуженно забытом прошлом.




