Увидеть и запечатлеть
Авторы картин неоднократно выезжали в командировки в зону спецоперации, привозя оттуда материал для своих будущих картин.
На одном из полотен на переднем плане трое военных с оружием и оборудованием для управления дроном, позади — полуразрушенные здания...
— Это Угледар, единственная сохранившаяся в нём многоэтажка, — говорит автор картины Егор Смирнов.
— Охотно ли позируют для картин бойцы? — спрашиваю художника.
— Да, — отвечает он. — Мы с ребятами живём там в одних окопах. С 2022 года ездим регулярно. Студия Грекова — это ведь подразделение Министерства обороны, пишем заявление об отправке нас на фронт и вскоре прибываем на место.
Такие командировки дарят много впечатлений, какие-то люди и истории запоминаются надолго.
Ну например, как искали маму погибшего бойца с позывным «Рамзес», чтобы отдать картину, на которой изображён её сын. Дом, где женщина жила, исчез после бомбёжки, и мама бойца переехала в Луганск.
— Это самое грустное, — говорит Егор Смирнов. — Приезжаешь, общаешься, переписываешься, а потом узнаёшь, что человек погиб... Многое запоминается — и грустное, и хорошее. Война, она в любое время война. Иногда ловишь себя на мысли, что бои идут в тех же местах, где они шли в Великую Отечественную. Что касается сюжетов, мы их не ищем — они находят нас сами. Главное, не пропустить, увидеть и запечатлеть. Для того мы там и нужны.
«Аллея ангелов»
Выставка художников-грековцев включает в себя около 70 работ. В экспозиции представлены произведения династии художников Ананьевых: Михаила Ананьева — одного из ведущих мастеров отечественного панорамно-диорамного искусства, его сына Александра и внука Дмитрия.
Когда я попросила Дмитрия Александровича самому выбрать свою картину, чтобы на её фоне сделать фотопортрет художника, он подвёл меня к «Аллее ангелов». Эта работа посвящена мемориальному комплексу в Донецке в память о детях Донбасса, погибших в ходе военных действий, идущих с 2014 года.
— Это я писал для тех, кто не понимает, почему была начата СВО, — сказал художник. — Здесь имена и фамилии погибших детей. На тот момент, когда я писал картину, их было около ста пятидесяти. Другие дети, одноклассники и друзья, приходят, приносят игрушки и цветы. Страшно, когда мирный город подвергается обстрелам, когда нижние этажи домов заложены мешками с песком, потому что люди знают, что в любой момент может прилететь.
«Алёша»
Конечно, в зону боевых действий военные художники не мольберты с тюбиками везут, там делаются зарисовки и эскизы, по которым уже по возвращении в мастерской создаются картины. А там, где всё живёт по законам войны, больше получаса на одном месте находиться опасно. Многие полотна, созданные художниками Студии М. Б. Грекова, находятся в музеях — большинство работ тяжелы для восприятия, в квартире такие не повесишь.
— Важно запечатлеть исторический момент, героев, тех, кто погиб, и тех, кто продолжает с нами жить, чтобы люди потом смогли дать правильную оценку происходящему, — говорит Дмитрий Ананьев.
Вот буквально год назад он рисовал парня из Бурятии — Очира Шапхаева, и боец сфотографировал то, что у художника получилось, прямо там, в поле. Парень погиб, а в телефоне осталась та фотография с рисунком. Репродукцию художник подарил родителям Очира, который был награждён орденом Мужества посмертно.
У картины, на которой изображён Герой России Алексей Неустроев, оператор-наводчик знаменитого танка «Алёша», собрались учащиеся-дизайнеры из Орловского художественного училища. Обсуждали, что их впечатлило, как положены мазки, как каждая деталь проработана. Художник посоветовал ребятам посмотреть в интернете этот десятиминутный бой, прославивший экипаж танка «Алёша».
На выставке также можно увидеть работы скульптора Алексея Дмитриевича Чебаненко. Хорошим наглядным дополнением экспозиции стала предоставленная военно-историческим поисковым клубом «Батальон» форма бойцов Красной армии времён Великой Отечественной войны.
Выставка включена в программу «Пушкинская карта» и завершит свою работу 25 февраля. (6+).















