Характеризуя особенности сегодняшней ситуации в мире, российский лидер заявил, что, во‑первых, в настоящее время практически нет ничего заранее предопределённого, всё может пойти по-разному. Многое зависит от точности, выверенности, степени выдержанности, продуманности действий каждого участника международного общения, сообщает сайт kremlin.ru.
— Во-вторых, пространство многополярности очень динамично. Перемены происходят быстро, как я уже сказал, и порой внезапно, просто в одночасье. К ним, конечно, очень трудно подготовиться и их порой невозможно предугадать. Реагировать приходится моментально, что называется, в режиме реального времени, — сказал Владимир Путин.
— В-третьих, что важно, это пространство гораздо более демократично. Оно открывает возможности и дорогу большому числу политических и экономических игроков. Пожалуй, никогда на мировой арене не было такого количества стран, влияющих или стремящихся влиять на важнейшие региональные и глобальные процессы, — подчеркнул президент России. — Надо искать точки соприкосновения и совпадения интересов. Никто уже не готов играть по правилам, заданным кем-то одним и где-то далеко. Любые решения возможны только на основе договорённостей, которые устраивают все заинтересованные стороны или подавляющее большинство. Таким образом, для достижения результата нужна гармония, баланс.
Владимир Путин отметил, что международные отношения переживают кардинальную трансформацию. Провал затеи Запада о безраздельной гегемонии был вопросом времени, и по историческим меркам это случилось довольно быстро. Самопровозглашённые мировые гранды не справились ни с одной проблемой, добавились лишь новые.
— И какой бы потенциал ни накопила отдельная страна или группа стран, у всякой мощи всё-таки есть пределы, — сказал российский лидер и напомнил русское народное выражение: «Против лома нет приёма, окромя другого лома». И в происходящих событиях в мире этот «лом» всегда появляется.
Также Владимир Путин отметил, что как бы мировая система не стремилась выдавить Россию, картина складывается так, что мировой баланс без России не выстраивается: ни экономический, ни стратегический, ни культурный, ни логистический — никакой. Сегодняшний мир — чрезвычайно комплексная, многоаспектная система. И решение глобальных проблем требует совместной работы всех стран и народов. Что же касается конфликтов, столкновения интересов, они были и будут всегда — вопрос, как их решать.
Владимир Путин назвал украинскую трагедию глубокой болью как для украинского, так и для русского народа, а политику Запада после распада СССР «корневой первопричиной» украинского кризиса. Двусторонние проблемы с Украиной были объективным следствием распада СССР, но их эскалация — результат внешнего вмешательства. Ответственность за продолжение конфликта, по словам российского лидера, лежит на Европе, и для Запада ситуация на Украине — это «карта» в более масштабной игре, повод и способ решить свои задачи, немножко заработать.
Президент России рассказал о реальном положении дел на фронте в зоне проведения СВО. Владимир Путин подчеркнул, что везде российские войска уверенно удерживают стратегическую инициативу.
— Почти 100 процентов Луганской Народной Республики в наших руках, — заявил российский лидер. — Где-то процентов 19 с небольшим противник контролирует ещё ДНР. Где-то 24-25 процентов — соответственно, Запорожская и Херсонская области.
За сентябрь потери ВСУ составили 44 700 человек. Из них почти половина — безвозвратные. Разумеется, есть потери и у российской стороны, но они кратно меньше.
— И потом, понимаете, в чём разница? У нас ребята-то приходят сами, записываются в армию, они же, по сути, добровольцы. Мы же не проводим никакой массовой, тем более принудительной мобилизации, что делается киевским режимом, — отметил Владимир Путин. — Это же я не придумал, поверьте, это объективные данные, и западники это подтверждают: с января по август — 150 тысяч дезертиров в ВСУ. А почему? Людей схватили с улицы, они и бегут — и правильно делают.
Одним из национальных интересов России Владимир Путин назвал восстановление отношений с США.
Россия проявила высочайшую степень устойчивости, способность выдерживать сильнейшее внешнее давление, которое могло бы сломать не только отдельную страну, но и целую коалицию государств.
— Надеюсь, что невозможность нанести России стратегическое поражение постепенно поймут даже самые «упрямые тугодумы», — сказал Владимир Путин.


