Первые слова проповеди Христа, с которыми Он обратился к своим соплеменникам в начале Своего общественного служения, звучали так: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».

И в течение своей земной жизни Господь призывал учеников и народ: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». При этом неоднократно подчёркивал, что «Царство Моё - не от мира сего». Впервые об этом Он рассказал самарянке у колодца Иакова, об этом Он сказал Пилату накануне распятия. Об этом Он всё время говорил ученикам.

Нам, воспитанным на святоотеческих толкованиях Евангелия, сегодня кажется странным, что избранный народ так «плоско» думал о Царствии Божием. На это нам указывает спор в среде учеников о том, кто должен занять руководящее место в грядущем Царстве Мессии. Или вопрос апостолов воскресшему Христу непосредственно перед Вознесением: «не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» Неужели сытая и процветающая жизнь народа Земли может быть равна жизни с Богом? За тысячу лет избранный народ так и не уяснил себе главного - что такое Царство Божие.

Не будем осуждать апостолов и жителей Древнего мира, поскольку раньше можно было представить себе, что Бог живёт на небе и сидит на облаке. На языке древних небо было крышкой их земной коробки. Земля - низом. Во многих наших церквях так и нарисовано. Седой старик высовывается из облака по пояс и, раскрыв руки, смотрит на нас. А мы стоим, смотрим вверх и просим у этого небесного патриарха чего-то нужного нам.

Можно представить себе потрясение апостолов, когда они видели возносящегося Господа. Они встали перед проблемой отрицания всего опыта избранного народа, накопленного им за тысячелетия. Ученики Христа оказались перед книгой, в которой все листы чистые и которую надо писать заново. Название этой книги - «Царство Божие и как туда попасть». Это как если бы нам вдруг объявили, что математика, физика и химия - пустые науки и их нужно отмести и создать физику ангелов, кардинально не похожую на физику людей. Вместо привычного пространства проникнуть в пространство, в котором живёт Бог.

Что это за Божие небо? Что это за мир, в котором пребывает Иисус, и куда мы идём? У всех вещей есть разные стороны, как, например, у монитора. Сбоку ничего особенного не видно, сзади - провода и щели, а спереди - экран и на нём изображение. Так и наш мир - в своей полноте многогранен. Мы можем воспринимать только какую-то часть. Наш взор ухватывает ничтожную часть информации.

Природа Божества многогранна и полностью нами неуловима. Тогда очевидно, что некая телесность Христа имеет измерения, недоступные нам. Свидетельством многогранности телесной природы Христа стало Преображение на горе Фавор, где Он показал невидимую часть Своей небесной природы. То же тело, но была показана та его сторона, которую мы обычно не видим. Таким образом, логическим финалом Воскресения и Вознесения стало Преображение телесной природы Христа. Нам это трудно понять. Так, например, математик может совершать разные действия с пространством, но представить его зрительно не может. А у Бога эта реальность видима: он мог не только изменить свойства тела, но и попасть в тот мир, где время течёт по-другому и существуют другие законы физики.

Всего этого ученики Христа не могли знать. И неудивительно то, что они стояли «раскрыв рты» и глядели на небо. После сошествия Святого Духа апостолы поймут, что Царство Божие давно рядом с нами. Оно лежит параллельно нашему миру, и попасть в него может каждый человек, из любой точки Земли и из любого времени. Восхождению в новое Царство мешает наша греховная тяжесть, а не политические или государственные коллизии. С грехами мы тонем, как с камнем на шее, а праведность нас возносит на Небо и делает достойными гражданами Царства Небесного.

Священник Максим Удовиченко,
кандидат богословия,
клирик храма Иверской иконы Божией Матери