— Мне посоветовали оформить социальный контракт — государство оказывает поддержку таким, как я. Трудностей не было. Помогали советами все, к кому мы обращались, — говорит Марис Назралиев из Глазуновского района.
Их с женой хозяйство значительно увеличилось благодаря помощи государства — сейчас у супругов четыре коровы, 12 телят и 30 овец.
В 2025 году Марис Алисович оформил социальный контракт уже второй раз.
Добровольные переселенцы
Назралиевы — азербайджанцы, уроженцы Дагестана, приехали в село Гнилуша Богородского сельского поселения в 2006 году. Ехали в гости к брату Мариса, но решили остаться насовсем.
— Нам понравилось это место — красивая природа, — говорит Назриет Назралиева. — У себя на родине мы тоже жили в селе, так что трудностей не боялись, привыкли к ним.
Приехали Назралиевы в Гнилушу с маленькой дочкой, ей был всего год. Поначалу жили у брата, потом купили дом по соседству, обустроили его и переехали уже в своё жильё. Через два года у них родился сын. В детский сад ни дочь, ни сын не ходили — его поблизости нет. Зато со школой повезло. Ребятишек с остановки забирал школьный автобус.
— Поначалу здесь был колхоз, и мы работали там. Потом уже начали заниматься собственным хозяйством, — рассказывает Назриет.
Кроме того, 10 лет она проработала в школе помощником повара, уволилась только в этом году.
— Здесь все занимались сельским хозяйством. Вот и у нас появились коровы, овцы. Вначале была всего одна корова. Мы покупали по два-три телёнка, выращивали их на продажу, и по пять-шесть овец. С каждым годом всё больше и больше. Скупщики сами к нам начали приезжать за мясом. Это особенно невыгодно. Раньше здесь было место для выпаса скота, а сейчас уже тяжело — у всех земельных участков есть владельцы. Мы, например, под сенокос арендуем участок. Так что излишков у нас, конечно, нет, но прожить можно, — утверждает Назриет.
Село прокормит
Сельские жители работы не боятся — Назралиевы летом встают в пять утра. Зимой позже, часов в семь. Выходных у них нет.
— Летом вначале кормим скотину, доим коров, косим траву на сено, делаем заготовки на зиму. После этого заходим в дом, немного отдыхаем, обедаем и опять выходим работать — поить скот, убирать навоз. Ну и вечером всё то же самое: кормим, поим, доим, — рассказывают супруги.
Чтобы облегчить себе труд, постепенно они приобретали старенькую технику. Овец сторожит электропастух. Сейчас у главы семейства есть всё, что ему необходимо, включая трактор. Для жены он приобрёл маслобойку, сепаратор, а также доильный аппарат — вручную четырёх коров доить сложно. Назриет делает сыр, масло, творог, сливки — для себя и на продажу.
А вот птицу Назралиевы не держат — вначале завели кур, но оказалось, что в Гнилушу нередко забредают лисы, и пришлось от пернатых отказаться.
Несколько лет назад супруги остались вдвоём. Дети выросли и уехали учиться в Орёл. Дочь окончила медколледж, поступила в мединститут, параллельно работает в детской больнице, а сын учится на инженера-технолога в Орловском государственном университете им. И. С. Тургенева, в который поступил недавно.
Помощь пригодилась
Самозанятым Марис Алисович в первый раз стал в 2022 году.
— Мне посоветовали оформить социальный контракт — государство оказывает поддержку таким, как я. Трудностей не было — мне сказали, где брать справки, как зарегистрироваться в системе «Меркурий» (это мы сделали ещё раньше, чтобы покупать зерно). Помогали советами все, к кому мы обращались, в том числе глава Богородского сельского поселения Валентина Александровна Захарова. Второй раз я оформил соцконтракт в прошлом году. В первый и во второй раз от государства получил по 200 тысяч рублей. Покупал на эти деньги телят, коров, корма. Помощь государства нам очень пригодилась! Сейчас вот купили ещё одну корову, уже четвёртую, три телёнка и корма. У нас уже 12 телят и 30 овец, — рассказывает Марис Назралиев.
Все полученные средства они вкладывают в развитие хозяйства, а ещё помогают детям.
Здесь, на Орловщине, супруги чувствуют себя дома. Когда ездят в Дагестан к родственникам, душа не на месте. Говорят, где дом человека, там и его сердце.
Чтить свои традиции, уважать чужие
С соседями Назралиевы живут дружно. Часть из них тоже азербайджанцы, часть русские. А на селе всегда уважали работящих людей, какой бы национальности они не были.
Назралиевы хоть и не религиозные люди, но главные мусульманские праздники — Курбан-байрам, Ураза-байрам, Навруз — отмечают.
— На Курбан-байрам мы обязательно режем барана, раздаём мясо и родственникам, и ближайшим соседям, это у нас называется «садака» (в исламе — добровольная милостыня, которую мусульманин выплачивает нуждающимся по собственному желанию с намерением угодить Аллаху. — Прим. авт.). А на Пасху соседи нас угощают куличами, — рассказывает Назриет.
Спрашиваю супругов, не хотят ли они перебраться в Орёл — там и работа не такая тяжёлая, и развлечения есть.
Назриет машет рукой: муж — сельский житель, а ей приходится соглашаться с ним. Супруги даже забыли, когда отдыхали вместе. Вот и в Дагестан ездят поодиночке — такое большое хозяйство оставить не на кого.
Помимо коров, телят и овец, у Назралиевых есть кошки с котятами и верный охранник Рэм, который, пока мы с нашим фотографом обходим хозяйство супругов, заливается лаем. Рогатые красавицы Машка, Дуська, Люська и Марго (все они с русскими именами, в Дагестане коровам давать имена не принято, поясняет Назриет) лениво переминаются в стойле. Умиротворяющая и привычная для супругов картина — их жизнь, в которую они вложили столько труда.
Есть у Назралиевых и мечта — приобрести детям жильё и понянчить внуков. Осуществить её хотя бы частично точно в их силах.
В 2025 году в Глазуновском районе было заключено 15 социальных контрактов, из них три по направлению «Ведение личного подсобного хозяйства» и 12 по направлению «Индивидуальная предпринимательская деятельность».





