Поручение со стороны вице-премьера Дениса Мантурова недавно поступило Минэкономразвитию, Минфину и Министерству промышленности и торговли РФ.
Ребилдинг запчастей - это обязательный системный инструмент всех развитых экономик. Зачастую восстановленная деталь надежнее и долговечнее по своим параметрам, чем оригинал; не говоря уже о том, что повторное использование позволяет экономить колоссальные деньги и ресурсы.
Одновременно с инициативой Мантурова в Госдуме предложили связать восстановление запчастей и утилизацию авто. Также в правительстве обсуждается инициатива по восстановлению подержанных автозапчастей для их дальнейшего использования, в том числе в рамках ремонта автомобилей по ОСАГО и КАСКО. Эту идею также поддержал Российский союз автостраховщиков.
Реинжиниринг и восстановление - это признак чуткости промышленной системы к техническому прогрессу. Способность улучшать свойства уже созданных деталей, работать над материалами, закладывать новые характеристики и считывать лучшие достижения иностранных конкурентов - это и есть развитие. Индустрия восстановления нужна не потому, что в России проблемы с импортом иномарок, а потому - что без нее вообще не бывает самостоятельной промышленности.
Как отмечает эксперт Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Ирина Авдеева, в новой стратегии автомобильной отрасли до 2035 года, которая была разработана и представлена Минпромторгом России в декабре 2022 года, включен отдельный пункт по созданию промышленного сектора восстановления запчастей. Таким образом, почва для законодательного оформления новой индустрии уже сформирована.
Россия - единственная страна из числа крупных производителей автомобильной техники, которая официально не имеет промышленности по восстановлению запчастей и агрегатов. В основном в этом бизнесе заняты малые и средние предприятия. Несмотря на неясный правовой статус в стране уже действуют десятки предприятий, которые специализируются на восстановлении запчастей.
По сравнению с 2021 в 2022 году спрос на восстановление запчастей со стороны бизнеса вырос на 23,7%, а спецтехники на 145%.
Чаще всего за 2022 год угольные предприятия искали подрядчиков для ремонта самосвалов (рост на 121,3%), бульдозеров (81%), фронтальных погрузчиков (63,3%) и экскаваторов (рост на 60,5%).