Собственно, место работы у Евгения не изменилось, поскольку он уже более 10 лет трудится в мастерской по изготовлению ливенской гармошки, а мастерская эта как раз при центре.
Главная цель мастерской — сберечь ливенскую гармонь, ведь это история Орловской области, история города Ливны. Народный промысел насчитывает несколько столетий. Случались в жизни «ливенки» годы и даже десятилетия забвения, но неравнодушные, по-настоящему любящие свою землю и свою историю люди дают новую жизнь традициям.
Евгений умеет настраивать разные инструменты, в его практике была даже работа с флейтой. А так — домры, балалайки, барабаны. Баяны появились позднее. Настраивать их — процесс сложный. Тут, в инструментах, которые относятся к язычковым, можно запросто испортить голос, это не струну поправить.
— Фортепиано настроить гораздо проще, чем баян, — говорит мастер. — В фортепиано принцип гитары, там те же колки, но побольше, а у баяна, у гармони совершенно другая специфика настройки, другой принцип звукоизвлечения, всё намного сложнее.
Чаще всего расстраиваются струнные инструменты, говорит Евгений. Язычковые в форме, так сказать, держатся дольше, но и повозиться при необходимости с ними приходится подольше.
Любовь его — деревня
Семья Мельниковых живёт в сельском доме в семи километрах от Ливен. У Евгения двое детишек и супруга Ирина — певица-народница. Когда искала Евгения в сети «ВКонтакте», никак не могла найти, а оказалось, он там записан как Евгений Деревенский.
— Любите деревню? — спрашиваю.
— Очень, — отвечает мой собеседник.
Ну и музыку, разумеется, любит Евгений. Сейчас Евгению Александровичу 38 лет, позади — учёба в Орловском музыкальном училище, в Орловском государственном институте культуры на кафедре оркестрового дирижирования. Поэтому часто приходилось сталкиваться с музыкальными инструментами и постоянно настраивать. Так что всё постигалось на практике, ведь учебного заведения по настраиванию музыкальных инструментов просто не существует.
Русских инструментов голоса
О программе «Земский работник культуры» Мельников узнал от своей хорошей знакомой, которая любит быть в курсе свежей информации, «погулять» по сайтам, в том числе сайту администрации. А почему бы не попробовать, подумал Евгений.
Заявку Евгения Мельникова на «Земского работника культуры» приняли сразу и одобрили, правда, бумаг собрать пришлось немало. Но оно того стоило.
В условиях программы прописано, что полученные средства земские работники культуры могут потратить по своему усмотрению.
Свой миллион Мельников вложил в машину, продав старую и добавив деньги на другое авто.
И отрадно, что финансовая помощь досталась хорошему человеку, мастеру уникальной, редкой профессии. Таких, как Евгений Мельников, пожалуй, единицы на целый регион. И работа их невероятно важна, потому что если бы не их умелые руки, не их тонкое понимание музыки, голоса наших традиционных русских инструментов несносно бы фальшивили, а то и вовсе перестали звучать.
Программа «Земский работник культуры» реализуется с 2025 года в рамках национального проекта «Семья». Победители отбора должны переехать на работу в населённые пункты с численностью жителей до 50 тысяч человек. Благодаря нацпроекту «Семья» и программе «Земский работник культуры» у сельских учреждений культуры появилась возможность получить квалифицированные кадры, а у работника культуры помимо рабочего места — единовременную компенсационную выплату в размере 1 млн рублей.




