Местные жители сражались против оккупантов в составе небольших подпольных групп. Руководителем одной из них был уроженец села Данил Беляев, до войны секретарь редакции и литсотрудник покровской районной газеты «За социализм».
Перед самой оккупацией Данила Кирилловича включили в «список» Покровского райкома партии как начальника партизанского отряда для борьбы в тылу оккупантов. К сожалению, нашлись предатели, выдавшие патриотов. В первый же день оккупации Алексеевки фашисты схватили Беляева в его доме и отвезли на допросы в соседний посёлок Куракинский, где он и ещё один подпольщик были расстреляны.
Но своей бесстрашной деятельностью Беляев и его товарищи поднимали моральный дух находившихся в оккупации жителей района, освобождение которого войсками Красной Армии продолжилось в феврале 1943 года, во время Орловской (зимне-весенней) наступательной операции войск 48-й армии.
Село Алексевка было освобождено 15 февраля 1943 года стремительным ударом частей 6-й гвардейской стрелковой дивизии (командир - будущий Герой Советского Союза Филипп Черокманов). Непосредственно эту боевую задачу выполнил заместитель командира лыжного батальона по политической части гвардии капитан Василий Губрев. В его наградном листе (приказ войскам 48-й армии от 30 марта 1943 г.) написано:
«…Когда противник оказал упорное сопротивление, и выполнение задачи задерживалось, тов. Губрев сам повёл бойцов в атаку. Проявив смелость и умелый обход, группа бойцов во главе с Губревым освободила район села Алексеевка, при этом захватила 3 тяжёлых орудия, 30 автомашин и взяла в плен 2 офицера и 4 солдата».
После освобождения Алексеевки воины 6-й гвардейской стрелковой дивизии совершили прорыв на узком участке фронта и были в двенадцати километрах от станции Змиёвка. Но соседние дивизии несколько отстали, и немцы создали угрозу окружения. Гвардейцы дрались отчаянно, а когда боеприпасы кончились, пустили в ход трофейное немецкое оружие. Но немцев было больше. Они наседали со всех сторон. Боевые порядки дивизии подверглись сильной бомбардировке немецкой авиацией. Особенно они охотились за артиллеристами. И всё же гвардейские полки выстояли. К сожалению, вырваться из окружения в районе деревни Степановки Свердловского района удалось не всем.
На помощь 6-й гвардейской дивизии в район Алексеевки 20 февраля 1943 года подошли части 16-й Литовской стрелковой дивизии. Эта интернациональная дивизия (в будущем - Литовско-Клайпедская Краснознамённая) приняла боевое крещение в четырёх километрах от Алексеевки, на окраине Миловского леса, в так называемой Долине смерти. Ей была поставлена задача начать наступление на фронте 6-й гвардейской стрелковой дивизии, сломить сопротивление врага, взять район Змиёвки и развернуть наступление в направлении города Орла.
Однако немецкие позиции под Алексеевкой состояли из глубоких укреплённых траншей, оборудованных противотанковыми узлами, имели сильное артиллерийское прикрытие. Мощной была и авиационная поддержка. Предполье на подступах и первой линии траншей было оборудовано тремя рядами проволочных заграждений. Перед траншеей был устроен вал из снега, облитого водой и покрывшегося ледяной коркой. В бойницах, оставленных в валу, были установлены пулемёты. В отдельных пунктах в землю были закопаны танки, пушечно-пулеметные башни которых служили в качестве дотов.
С 24 по 26 февраля 1943 года вначале вместе с частями 143-й стрелковой и 6-й гвардейской стрелковой дивизий, а позже уже самостоятельно, 16-я Литовская дивизия пыталась, прорвав оборону противника, выйти на рубеж р. Неручи, а в дальнейшем наступать в направлении Змиёвки. Однако артиллерийская поддержка наступающих была очень слабой, у командования не имелось других сил, кроме лёгких орудий 224-го артиллерийского полка, поскольку тяжёлая артиллерия застряла из-за бездорожья. Все попытки прорвать немецкую оборону оказались безрезультатными. За неделю боёв, с 22 по 26 февраля 1943 года, дивизия потеряла убитыми и ранеными 3155 человек.
С 6 марта в течение последующих двух недель 16-я Литовская стрелковая дивизия предпринимала новые атаки на позиции противника под д. Никитовкой (Свердловский район). Не будучи обеспеченными артиллерией, авиацией и танками, они по-прежнему не привели к продвижению и закончились снова тяжёлыми потерями.
16 марта 1943 года 16-я стрелковая дивизия по приказу командования перешла к обороне западнее и юго-западнее Алексеевки. 20 марта она передала занимаемые позиции подошедшим частям 399-й дивизии и отошла в тыл.
Дивизия с честью выполнила свою задачу. Вместе с другими соединениями 48-й армии, также понёсшими большие потери, своими активными наступательными действиями Литовская дивизия сковала крупные силы противника, что не позволило немецкому командованию снять ни одной части с этого участка фронта в помощь войскам Манштейна, который в марте 1943 года вёл контрнаступление под Харьковом.
После первых тяжёлых боев дивизии 308 её бойцов и командиров получили боевые награды. Близ места боёв в Алексеевке находится воинское кладбище солдат и офицеров Литовской и других дивизий, в честь их подвига здесь воздвигнут величественный памятник.
Братская могила в Алексеевке самая большая по числу захороненных советских солдат (более 2000). Здесь создан воинский мемориал. Неподалеку от него в 1960-е годы был разбит сад советско-литовской дружбы, существующий до сих пор. На месте самых кровопролитных боёв, на окраине Миловского леса, в так называемой Долине смерти, установлен знак-камень в память о боях 16-й Литовской дивизии.
В настоящее время рядом с воинским мемориалом в Алексеевке установлен памятный знак «Населённый пункт воинской доблести». Покровчане гордятся, что на их земле появился один из первых в области населённых пунктов воинской доблести.
Александр Полынкин,
председатель Покровского районного совета ветеранов войны,
труда, Вооружённых сил и правоохранительных органов


