Деревню Орловку, что примерно в пяти километрах от Залегощи, советские войска освободили 27 декабря 1941 года в ходе Елецкой наступательной операции. Несколькими днями ранее был освобождён город Новосиль, а дальше наступление шло вдоль берега Зуши в сторону Мценска. Переправиться через реку наши части не смогли, поскольку немцы подготовили здесь мощную оборону. Передовые соединения закрепились на плацдарме в районе села Кривцово, где потом разгорелись ожесточённые бои.

Отступив из Орловки, враг окопался на высоте недалеко от деревни, и выбить его из укреплённых траншей с ходу не удалось. Фронт стабилизировался, а бои за эту высоту с разной степенью интенсивности продолжались более полутора лет, вплоть до июля 1943 года.

12 или 13 июля 1943 года немецкие траншеи были взяты воинами 287-й стрелковой дивизии, входившей в состав 63-й армии, которой командовал генерал-лейтенант В.Я. Колпакчи. В то же время со стороны Вяжей наступала 3-я армия генерала Горбатова. Фланговый стык воинских частей двух армий приходился как раз на деревню Орловку. При штурмах высоты, где окопались немцы, за время продолжительных боёв погибло много советских солдат и офицеров. Точную цифру назвать, наверное, не сможет никто.

В 1970-е и 1980-е годы сюда приезжали ветераны, участники тех военных событий, показывали места, где шли бои и где могли быть похоронены бойцы. С ними часто встречался местный житель - бывший пограничник Иван Сергеевич Савин, записывал воспоминания, работал в архивах, разыскивая имена и фамилии тех, кто сражался с врагом.

Много лет в посёлке Залегощь Иван Сергеевич руководит поисковым отрядом «Неручь». Благодаря материалам и сведениям Савина в окрестности деревни Орловки этой осенью была организована поисковая экспедиция во главе с Сергеем Щербатым, руководителем Орловского отделения поискового движения России.

В разведке

Сергей Александрович такой же неутомимый энтузиаст и патриот, как и Иван Сергеевич Савин. Четверть века, начиная ещё с юношеского возраста, он занимается тем, что возвращает из небытия защитников родной земли, неизвестных героев Великой Отечественной войны.

Сергей родился в городе Гагарине в семье военного, но сам военным не стал, получил образование экономиста. Однако военная тематика прочно обосновалась в его судьбе.

А желание заняться поисковой работой появилось, по его же признанию, не от отца, а скорее от бабушки, которая пережила оккупацию, видела, как издевались немцы над нашими людьми в Железнице, лагере для военнопленных. Многие в том лагере умирали от голода и нечеловеческого обращения, их хоронили без имён и фамилий…

За 25 лет поисковой работы Сергей провёл и лично участвовал не менее чем в ста экспедициях, было поднято и перезахоронено множество останков наших воинов.

- Только за последние шесть лет, - рассказывает он, - передали на родину, в разные регионы страны и за её пределы, в том числе в Казахстан, на Украину, останки 11 бойцов, кого удалось опознать, чтобы родственники могли придать их земле со всеми принятыми почестями.

Десятидневную экспедицию на высоту около деревни Орловки Сергей называет разведкой (такое понятие есть и у поисковиков).

- Разведка заключается в исследовании мест, где шли бои, и определении участков, на которых возможны захоронения погибших бойцов, - поясняет он. - Время всё больше отдаляет нас от войны, свидетелей тех событий уже практически не осталось. Приходится за основу брать архивные материалы, сохранившиеся в разных источниках воспоминания ветеранов. В этом плане окрестности деревни Орловки представляют для поисковиков одно из белых неисследованных пятен - с перспективой организации здесь в ближайшие годы масштабных поисков.

Земля, которую не «прозвонить»

В начале октября поисковая экспедиция в составе нескольких взрослых и группы студентов Орловского техникума путей сообщения им. В.А. Лапочкина, медицинского колледжа и ОГУ им. И.С. Тургенева - всего 17 человек, разбила палаточный лагерь на окраине леса недалеко от Орловки. Для нормальной жизни и работы было всё: шесть палаток, два шатра, полевая кухня, мобильная связь, интернет, набор инструментов. Более половины участников экспедиции - новички.

- Первые дни было непросто, - делится впечатлениями студент 1-го курса техникума путей сообщения Матвей Шустиков. - Подъём в 7 утра, завтрак, и уже в 9 часов приступаем к раскопкам. Работаем до обеда, дальше небольшой отдых - и снова за лопаты до самого ужина. Погода была отличная. Но вот земля… Только в последние два дня пошли дожди.

По ночам в лагере было обязательное дежурство по очереди 2,5 часа: двое парней и кто-то из взрослых. Поддерживали костёр, он горел и ночью, и днём. На нём подогревали воду в котле, чтобы помыться, готовили пищу в казанах. В основном за кухню отвечали девушки.

Иногда вечером сидели у костра, рассказывая разные истории. Сергей Александрович много знает о войне, раскопках - с ним интересно.

Лето и первый месяц осени в этом году выдались чрезвычайно жаркими. Земля настолько высохла, что даже современный плуг не может её нормально перевернуть. Такой пласт очень тяжело «прозвонить» миноискателем.

Через три дня экспедиция переместилась ближе к окраине деревни Орловки. Здесь грунт оказался легче. Именно в этом месте в результате раскопок обнаружили останки трёх бойцов. По фрагментам формы и пуговицам стало понятно, что один боец был с погонами 1943 года, хотя находили фрагменты формы с петлицами, такая форма была у бойцов в 1941-42-м годах. Кроме того, в земле находили осколки мин и снарядов, гильзы, пули.

- Обнаружили два медальона с записками, - рассказывает Сергей Щербатый. - В региональном поисковом центре их открыли, но записки пока не читаемы. Их будут исследовать специальными методами с использованием современного оборудования в экспертно-криминалистическом центре областного УВД. Одна из записок была написана чернилами, которые и размываются, и оставляют на листке бумаги не такой нажим, как при письме карандашом. Надеемся, что в лаборатории удастся вернуть из небытия имя хотя бы одного из трёх найденных бойцов.

На берегах Халхин-Гола

За четверть века поисковой работы, помимо разных районов Орловской области, Сергей Александрович где только ни побывал. В Калужской области, дважды в Карелии. Но есть в этом списке две особые экспедиции: в Монголию, на берега реки Халхин-Гол, где с мая по сентябрь 1939 года части Красной Армии вместе с монгольскими воинами громили японских захватчиков.

- В ходе раскопок этого года, - рассказал Сергей, - нашли останки 27 бойцов, имена троих определили. Медальонов не было, но сохранились полуистлевшие комсомольские билеты, удостоверения Осоавиахима, различные справки, газеты и другие документы.

Необычной и печальной оказалась история одного из найденных бойцов - его звали Петрик Мордухаевич Черномордик, уроженец Речицкого района Могилёвской области. В его кожаном кошельке было шесть документов, значок ГТО, между корочками билетов сохранилась даже его фотография. Там, в Монголии, климат сухой, песок, влаги в почве немного, это и спасло документы от уничтожения.

В составе той экспедиции были два поисковика из Бреста - они и нашли останки красноармейца Черномордика. Моментально начали поиск родственников бойца, сделали запросы в Минобороны Белоруссии, генконсульство Белоруссии в Улан-Баторе. После стало известно, что всех евреев из его деревни фашисты уничтожили в 1942 году, то есть вероятность найти кого-то из его родственников крайне низкая. Белорусская сторона готова принять в музей документы Черномордика, в ближайшее время организуем поездку и доставим в Беларусь эти бесценные находки. Известны фамилии ещё двух бойцов - это Масалкин из Перми, мы нашли его внучку, и Давыдов, его фамилия была нацарапана на алюминиевой ложке.

- В Улан-Баторе, - продолжает рассказ Сергей Щербатый, - делали выставку предметов с места раскопок, фотолетопись наших работ. Старшее поколение монголов прекрасно помнит историю и те события на реке Халхин-Гол. Молодёжи это кажется уже чем-то далёким и непонятным, не знают, что и как происходило на их земле. В следующем году запланированы ещё две экспедиции в Монголию, сейчас идёт работа над проектами.

Вернуть из небытия

Оценивая разведывательный этап экспедиции в окрестностях деревни Орловки, Сергей Щербатый считает, что он оказался результативным. Если удастся прочитать записки медальонов, начнётся поиск родственников. Если нет - бойцы будут с воинскими почестями похоронены, по всей видимости, в деревне Гвоздяное, рядом с Орловкой, там есть братская могила советских воинов и мемориал.

Кто оказывает помощь в организации и проведении таких поисковых мероприятий?

- Добрых и неравнодушных людей немало, - ответил Сергей Щербатый. - Наш отряд является отделением Общероссийского движения поисковиков, которым руководит депутат Государственной думы Елена Цунаева. Это движение объединяет около двух тысяч поисковых отрядов. Всё необходимое для организации поисковой работы в нашем отряде есть. Питание, оформление результатов поисков, доставка поисковиков к месту раскопок и обратно лежит на мне. Помогают спонсоры - и наши, орловские, и даже из других регионов - например, из Брянска. Многие приезжают на выходные дни, вечерами, чтобы самим поучаствовать в таком деле, привозят продукты, рабочую одежду, инструмент. Это люди, понимающие, что сделали для нас, живущих сегодня, те, кто бился с врагом до своей последней минуты, кто отдал свои жизни за нашу землю. И наш долг - вернуть из небытия всех, кого можно.