А хотите увидеть настоящую зиму — с сугробами и морозами, с волшебной атмосферой рождественских колядок, с синей-пресиней ночью, где вдалеке видны светящиеся тёплым жёлтым светом окна деревенских домиков с заснеженными крышами?.. Тогда вам нужно посмотреть спектакль «В ночь перед Рождеством» в орловском театре «Свободное пространство».
Это сказка
Режиссёр спектакля «В ночь перед Рождеством» Вера Анненкова хорошо знакома орловским зрителям своими работами, она ставила в «Свободном пространстве» спектакли «Лес» (16+) (А. Островский), «В ожидании Годо» (16+) (С. Бэккет), «Однажды в Париже» (16+) (К. Манье), «Поминальная молитва» (16+) (Г. Горин). Всё это — стильно, ярко, глубоко. Особенно удаются режиссёру сказки. Вспомним её «Золушку» (6+), «Аладдина» (6+), «Щелкунчика» (6+)...
— Мне не интересен бытовой театр, мне близка вахтанговская формула «вернуть театр в театр», вернуть в театр праздник, — говорит Вера Анненкова.
И праздник удался, он читался во всём — в красивых костюмах, в музыке, в плясках, в самой волнующей атмосфере предрождественской ночи с её застольями и колядками. В воздухе витал дух гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки», и при этом спектакль был такой визуально и музыкально современный. Редкий случай, когда, прежде чем сказать об актёрской игре, которая, надо сразу отметить, была на высоте, хочется сказать «браво» талантливой команде в лице художника по костюмам Клёны Родевич, художника-сценографа Сергея Тимонина, композитора Михаила Чугунова, балетмейстера Вячеслава Суетина, художника по свету Антона Юдакова и других.
И всё, что в итоге получилось, это «не просто этакая праздничная рождественская вкусняшка», выражаясь словами режиссёра, а глубокое погружение в материал, совместное с артистами исследование автора. Ведь Гоголь — это всегда особый язык, где могут одновременно сосуществовать и народная простота, и высокий штиль. Это непременно юмор, порой с лёгкой грустинкой, а иногда и едкой перчинкой. И это виртуозное балансирование на грани реального и иллюзорного.
Гоголевские персонажи — настоящий подарок артисту, считают и актёры, и режиссёр. Потому что самый проходной персонаж выписан так колоритно и подробно — от характера до гастрономических предпочтений, что вот прямо бери его на блюдечке и играй. А уж что говорить о главных героях?
И заиграл оркестр
Заслуженная артистка РФ Елена Шигапова, которая в шедшем ранее на сцене театра спектакле по Гоголю исполняла роль Оксаны, теперь играет Солоху. Ох и хороша она в этой роли! Говорит: «С возрастом женщина лучше умеет себя преподнести, становится увереннее и элегантнее». В её Солохе нет ни капли грубости или пошлости, и никакая она не ведьма, а просто «ух, чёртова баба».
И, кстати, коли уж речь зашла о Чёрте, которого в спектакле очаровательно играет Евгений Винник, его персонаж — не какое-то пакостное и отвратительное инфернальное существо, а просто маленькая проблема, от которой все стараются избавиться. Все его гонят как назойливую, заигравшуюся зверюшку и по большому счёту не боятся.
Оксану в одном из составов играет недавно влившаяся в труппу «Свободного пространства» актриса Елизавета Афанасьева. Дебютировать в главной роли на новой сцене — это ответственно, и Елизавета со своей задачей справилась. В роли Вакулы выступил столичный актёр Максим Дементьев. «Стопроцентный Вакула, такой фактурный», — сказал коллега, посмотрев на фото со спектакля.
Невероятно колориты Альберт Мальцев в роли Чуба, Сергей Козлов — Пан Голова, Владимир Никулин — Дьяк, Стас Иванов — Пацюк, Ирина Агейкина — Екатерина Великая, Эльвира Узянбаева — Кумиха...
— Не все актёры с лёгкостью могут справиться с гоголевскими персонажами, — считает режиссёр Вера Анненкова. — Актёр без самоиронии, без способности, в хорошем смысле слова, валять дурака не сможет включиться в Гоголя стопроцентно. Чтобы театральный оркестр, где каждая нота важна, заиграл слаженно, нужно, чтобы возникла особая ансамблевость.
И это случилось. И хотя у разных героев были разные темы, разные стили, которые зрители читали в этаких музыкально-танцевальных визитках, все пазлы сложились в одно гармоничное целое, в одно большое театральное волшебство.
Кусочек счастья
Если одним словом попытаться охарактеризовать спектакль «В ночь перед Рождеством», то это будет слово «жизнерадостный». Ты смотришь на всё будто бы глазами ребёнка, ещё верящего в сказку. И если даже проскакивает в душе грусть, то она так похожа на неизбывную тоску по чему-то идеальному, которое, конечно же, вопреки всему существует. И нам, людям, во все времена так нужна добрая сказка, и порой именно она спасает душу.
— При всех подробностях бытописания это вымышленное место, придуманный мир, кусочек рая, — говорит Вера Анненкова. — Потому и костюмы не бытовые, и вся эта деревенька — как зависший в космосе островок, кусочек счастья...
«Мы все достойны счастья, мы пришли в этот мир, чтобы быть счастливыми» — эту мысль хотели донести до нас создатели спектакля. Вот тот же Вакула, любимый анненковский герой в этом спектакле, не какой-то героический персонаж, а простой кузнец, немножко малюющий деревенский художник. Он по-детски трогательный, но не инфантильный, сильный и немного неуклюжий, как медведь. Он искренне, открыто и честно проходит все выпавшие на его долю испытания, чтобы просто быть счастливым, чтобы доказать, что достоин любви. Всё ради любви. А для чего же ещё? (12+)






