Хранитель театральной истории

Начальника отдела музея Орловского государственного академического театра им. И. С. Тургенева Алексея Ивановича Костякова можно назвать историком театра или хранителем театральной истории. В его кабинете огромное количество объёмных папок, каждая из которых полна документальных свидетельств.

Среди экспонатов открывшегося в 1993 году уникального музея истории орловской сцены — афиши возрастом 100 и 150 лет, редкие фотографии, эффектные костюмы из спектаклей, призы, привезённые с конкурсов и фестивалей.

Периодически Алексей Костяков проводит экскурсии, участники которых узнают много интересного и нового из истории любимого театра, словно листают страницы его более двухвековой летописи.

Орловский академический — один из старейших театров России. Своё начало он ведёт от крепостной труппы графа Каменского.

Вот газетное свидетельство того времени: «Вечером 26 сентября (8 октября) 1815 года у белых колонн большого дома в Орле останавливались кареты. Люди входили в дом и оказывались в просторном зале, уставленном креслами. Губернатора П. И. Яковлева встречал сам хозяин граф С. М. Каменский, отставной генерал. Он подал знак, и тяжёлый бархатный занавес с вышитым на нём Аполлоном и девятью музами двинулся к потолку. Началось представление. Так был открыт Орловский театр».

В конце октября Санкт-Петербургская газета «Северная пчела» сообщила, что в Орле «на сих днях» был открыт театр: «Были балеты с большим хором. Многие из здешних актёров, и актриса Кузьмина, имеют такие таланты, кои были бы замечены и в столицах».

Имя актрисы Кузьминой затерялось. Возможно, её звали Анной, потому как именно она стала прообразом Аннет — героини повести Герцена «Сорока-воровка». Сюжет писателю поведал актёр Михаил Щепкин. Известно также, что актрису Кузьмину Каменский купил у казанского помещика вместе со всей труппой, так как тот одну её не продал...

Оставим, однако, за кадром детали нелёгкой жизни крепостных актёров и казарменные порядки в театре. Поговорим о мощи и размахе самого, как бы мы сейчас сказали, проекта.

— Нарядный зал на 500 мест, два оркестра, труппы — драматическая, оперная и балетная — в общей сложности не менее 200 человек, не считая служащих театра, — рассказывает Алексей Иванович. — В театре граф был владельцем, антрепренёром, режиссёром, иногда сам сочинял музыку и даже продавал билеты. И надо заметить: билеты были очень дорогими. В репертуаре — Княжнин, Сумароков, Грибоедов, Фонвизин, Шекспир, Шиллер и многие другие...

«Не для одной забавы»

После смерти графа Каменского театр перешёл в руки антрепренёров на долгие 80 лет. Работали труппы Турчанинова, Млатковского, Азбукина, Громова и др. На Полесской площади был построен новый театр. В 1860 году в Орёл пришла железная дорога, а вместе с ней — инженерно-строительные кадры. И в 1862 году по проекту архитектора Александра Винберга при поддержке губернатора Николая Левашова у входа в Городской сад было закончено строительство нового каменного здания театра, хорошо оборудованного, вместительностью более чем 750 мест. Над сценой нового театра было написано: «Не для одной забавы».

Новый период в истории Орловского театра начался с октября 1917 года. В театр пришёл новый зритель — рабочие, красноармейцы. В первые годы советской власти ставятся лучшие произведения русской и мировой драматургии — «Ревизор», «На дне», «Коварство и любовь», «Гроза», а также пьесы, овеянные революционной романтикой, или сатирические сценки, обличающие белогвардейщину, бюрократизм, религиозные предрассудки. В 1926–1927 годах на сцену приходит советская пьеса: «Любовь Яровая», «Шторм», «Мандат» и другие.

Военный период — сложнейшее время. Труппа была переправлена в Челябинскую область, в город Златоуст, до марта 1944 года. Но часть актёров осталась в Орле, создав подпольную организацию, повторившую, по сути, трагическую судьбу молодогвардейцев.

В апреле 1949 года театру присвоено имя И. С. Тургенева. На сцене театра шли спектакли «Дворянское гнездо», «Новь», «Накануне», «Месяц в деревне», «Отцы и дети», «Холостяк». Здесь поставлены многие тургеневские пьесы, почти все большие повести и романы.

Театр также работал с местными драматургами. Так родились спектакли «Первый салют» Е. Горбова и А. Яновского, «Пламя во мгле» И. Патенкова, «Разведка идёт впереди» В. Мильчакова.

В 1975-м театр переехал в новое здание (площадь Ленина, 2).

Звёздной славы имена

Колыбелью своего дарования назвал Орёл выдающийся русский актёр В. Н. Давыдов. Так могли бы сказать и многие другие прославленные мастера отечественной сцены, в том числе М. Г. Савина, П. А. Стрепетова, М. И. Писарев.

Если взять период прошлого века, советский период, то в 1978 году в спектакле «Стакан воды» работала Элина Быстрицкая. В 80-е годы в «Провинциальных анекдотах» по Вампилову на орловской сцене играл Олег Табаков. В 90-е и нулевые в спектаклях «Без вины виноватые», «Воительница» и «Филумена» блистала народная артистка СССР, лауреат государственных премий Вера Кузьминична Васильева. Она говорила: «В Орёл я лечу, как на крыльях, репетирую и играю с радостью...»

Ещё один известный артист связан с орловским театром — это народный артист России Валерий Александрович Баринов. В 1962–1964 годах он был рабочим сцены и артистом вспомогательного состава. В 2003 году, уже давно став известным, Валерий Баринов сыграл Президента фон Вальтера в спектакле Ф. Шиллера «Коварство и любовь», в 2004-м — роль в спектакле И. Губача «Корсиканка». В 2025 году Валерию Александровичу Баринову присвоено звание почётного гражданина города Орла.

День сегодняшний

Театр остаётся верен своим традициям, в его стенах по-прежнему звучат голоса тургеневских героев в спектаклях «Первая любовь» и «Безмолвие» («Муму»). В репертуаре театра — «Тёмные аллеи» И. Бунина, «Русское тайнобрачие» Н. Лескова, «Власть тьмы» Л. Толстого, «Дубровский» А. Пушкина, «Село Степанчиково» Ф. Достоевского, «Семейное счастье» А. Чехова. Зарубежная драматургия представлена такими именами, как Р. Тома, Ж. Ф. Реньяр, Кен Людвиг, Э. Скриб, Э. Скарпетта, Бомарше. В детском репертуаре — К. Чуковский, А. Линдгрен, Л. Кэрролл, Г. Х. Андерсен.

На вопрос, есть ли у него любимый спектакль, Алексей Иванович Костяков ответил:

— Каждый спектакль, созданный по произведению классической литературы, достоин особого внимания, и его нужно обязательно успеть посмотреть, иначе потом вы увидите программку, афишу, услышите отклики знакомых или критиков, но это уже другое.

И ещё мой собеседник любит театр, не зацикленный на спецэффектах, иначе теряется самое главное — его душа. Ведь театр — это прежде всего играющий актёр и сопереживающий ему зритель.

В 1993 году открыт уникальный музей истории орловской сцены с воссозданным в миниатюре театром графа С. М. Каменского.

В начале 1996 года театр удостоен звания «академический».

В 1998 году решением жюри конкурса среди провинциальных учреждений культуры Российской Федерации «Окно в Россию» (1997) на соискание премии газеты «Культура» признан лауреатом в номинации «Театр года» за «выдающийся творческий и организационный вклад в сохранение и развитие культуры России».