При упоминании этого ярчайшего мастера современного искусства большинству сразу же придёт на ум памятник Петру Первому — монумент, расположенный в Москве на искусственном острове у слияния Москвы-реки и Водоотводного канала, недалеко от Берсеневской набережной.

Именно монументальные творения с их масштабностью и величественностью, с их значительными, героическими темами ассоциируются с именем художника Зураба Церетели. Однако экспозиция «Памяти мастера» открывает нам другого художника, демонстрирует иные грани его творчества: живопись, графику, скульптуру, малую пластику, эмали. Дерзкий экспериментатор, человек самобытного художественного взгляда, Зураб Церетели смог объединить своими творческими поисками буквально все виды и техники изобразительного искусства.

Жизнь и искусство Зураба Церетели являет пример поистине универсальной личности — художник, государственный и общественный деятель. В разное время он руководил масштабными художественными проектами — в 1980 году был главным художником Олимпийских игр в Москве, в 1995 — художественным руководителем строительства мемориального комплекса на Поклонной горе в Москве, потом — главным художником по воссозданию убранства Храма Христа Спасителя...

А ещё Зураб Константинович был большой души человек, не раз помогавший многим людям, которых даже не знал. Он родился 4 января 1934 года в Тбилиси (Грузия), и словно впитал солнечность своего тёплого края. И это солнце разлилось по двум выставочным залам, где представлены картины с подсолнухами, только с подсолнухами — множество вариаций этого любимого автором цветка. На выставке много картин из серии «Я садовником родился».

Интересны работы в технике горячей эмали из серии «Сардиния», «Хорватия» и «Греция». Тяжёлые по весу произведения (вес работы в этой технике может доходить до двух десятков килограмм и более) удивительно легки визуально. Издалека они смотрятся как живопись, настолько богата их цветовая палитра. Яркими, сочными цветами наполнены работы, посвящённые Грузии.

Эмали поразили воображение Зураба Церетели во время давней учёбы во Франции. Многие также связывают появление эмали как большой темы в творчестве художника с влиянием искусства Грузии, а именно знаменитой перегородчатой эмали. Технология изготовления работы в этой технике — многоступенчатый и трудоёмкий процесс. Но художник пошёл ещё дальше, стал работать в технике объёмной эмали, которая по сути практически уже скульптура.

И о скульптуре. В экспозиции представлены работы из серии «Горожане» — небольшие бронзовые фигуры простых людей: дворника с метлой, крестьянина с вязанкой хвороста, уличного музыканта, но и здесь в обыденном сквозит метафоричность, философия и глубина. Интересны также произведения в технике выколотки из меди.

Для большинства орловцев, которые придут на выставку, откроется другой Церетели — более камерный, уютный, понятный. И всё равно удивляющий.

(6+)