Впервые в нашем городе на выставке собраны работы одновременно трёх представителей двух поколений одной творческой семьи: Михаила Александровича (Моисея Айзиковича) Рохлина (1920-2006) и двух его сыновей — Александра Моисеевича (1954-2024) и Владимира Моисеевича (род. в 1956 г.) Рохлиных, каждый из которых является неповторимой и самодостаточной творческой личностью.
Михаил Александрович Рохлин родился в 1920 году. в пос. Стодолище Рославльского уезда Смоленской губернии. Приписав себе возраст на два года старше, он поступил на театрально-оформительское отделение Орловского художественного училища, ныне носящего имя Г. Г. Мясоедова, где учился с 1934 по 1938 год. у Н. Н. Моревского, В. П. Третьякова, И. М. Митрофанова и Н. Н. Яськова. С 1962 по 1967 год Рохлин продолжил учёбу на художественно-графическом факультете Орловского педагогического института (ныне ОГУ им. И. С. Тургенева). В 1938 года по направлению художественного училища стал художником-постановщиком Орловского драматического театра (ныне Орловский государственный академический театр им. И. С. Тургенева) и почти за 40 лет своей работы оформил здесь свыше 160 спектаклей русской и западной классической драматургии и пьес советских авторов.
На выставке можно увидеть эскизы к спектаклям «Дворянское гнездо», «Анна Каренина», «Ромео и Джульетта», «Дама-невидимка» и др.
Некоторое время Михаил Рохлин одновременно работал в Орловском кукольном театре. С 1973 по 1983 год преподавал в родном художественном училище. Его по праву называли «волшебником театра». В экспозиции можно увидеть созданные им эскизы декораций к ряду спектаклей и эскизы кукол. Например, эскизы кукол к спектаклю «Левша» — сам главный лесковский герой, тройка, генерал Платов, Николай I и др.
— Хотя сейчас совершенно другой подход к оформлению, другие стили, но то, что сделал Михаил Рохлин, не теряется — насколько это уникально и интересно, — говорит куратор выставки старший научный сотрудник Орловского музея изобразительных искусств Татьяна Тимашева. — Во всём чувствуется любовь и проникновение в стиль каждого спектакля, стиль времени. Естественно, он был ближе к Тургеневу, Чехову, Островскому, а также к пьесам советских драматургов, что было пережито им непосредственно и великолепно решено.
Тимашева посетовала, что выставка не смогла вместить разноплановый характер живописи и графики сына Александра, пожалуй, самого плодотворного по количеству работ. За кадром остались его портретное творчество и графика, иллюстрации к произведениям. Однако то, что предложено зрителю, уже красноречиво говорит об энергетической мощи художника.
Александр Моисеевич Рохлин родился в Орле. Как и его младший брат, начал рисовать очень рано и сначала учился у своего отца. Учился в изостудии Дворца пионеров и школьников им. Ю. А. Гагарина у В. Н. Воропаева, в 1-й Орловской художественной школе у Эдуарда и Маргариты Галактионовых, на художественно-графическом факультете Орловского пединститута, но оставил там занятия после IV курса. Помогал своему отцу оформлять спектакли и театральные концерты в Орле. В 1976 г. поступил в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной (ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица), где получил специалитет по монументальной и декоративной керамике и стеклу. Работал дизайнером на стеклозаводе в Салавате в Башкирии, зеркальной фабрике в Петербурге, фарфоровом заводе в Купчино. С 1982 года в течение четырёх лет изучал наследие великих мастеров прошлого, копируя картины в Эрмитаже. Художник также учился на курсах в Еврейском университете в Иерусалиме, изучал еврейскую культуру, иллюстрировал издания, посвящённые идишской музыке, сборники песен к еврейским праздникам, поэзии. Ещё на орловском худграфе, под руководством художника М. С. Хабленко, начал работать над иллюстрациями к одесским рассказам И. Э. Бабеля.
Владимир Моисеевич Рохлин, младший из братьев, родился в Орле в 1956 году. Учился в изостудии Орловского областного дворца пионеров и школьников им. Ю. А. Гагарина у В. Н. Воропаева, в 1-й Орловской художественной школе и параллельно в Орловской детской музыкальной школе № 1 им. В. С. Калинникова. В 1973 г. стал студентом орловского худграфа, где учился у Г. В. Дышленко, А. И. Курнакова, М. С. Хабленко, Г. Д. Калмахелидзе. После окончания института в 1978 году преподавал в 1-й и 2-й Орловской художественной школе, затем в Орловском художественном училище. В 1980-1981 гг. повышал образование в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии (ныне Российский государственный институт сценических искусств) на театрально- декорационном отделении. С 1982-го живёт и работает в Москве. Является членом Московского союза художников, основателем и руководителем студии «Керамика» московского Дворца творчества детей и молодёжи «Хорошево».
Мотивы многих пейзажей художника связаны с Москвой, Подмосковьем, Орловским краем. Мы видим Знаменскую дачу и дворик улицы Ленина. Среди натюрмортов много цветов — сирень, флоксы, незабудки, полевые цветы.
На вопрос, какому правилу творчества прежде всего научил сына талантливый отец, Владимир Моисеевич сказал, что отец был большим тружеником. Ему приходилось работать с разными режиссёрами, были такие, которые принимали решение, но в процессе оформления вдруг передумывали, говорили, что всё будет иначе, и художник всё переделывал. Долгое время он оформлял главную площадь в Орле, создавая огромные, трудоёмкие панно.
— Когда папа работал в кукольном театре, мы были маленькие с братом, он приносил бутафорские предметы, и мы их шкурили, расписывали, помогали делать ему макеты, — вспоминает Владимир Моисеевич. — Уже в пять лет я сам рисовал с удовольствием, у нас в доме был такой закуток под лестницей, в котором я создавал свои детские рисунки. Родители очень бережно относились к нашему с братом творчеству, всячески поощряли наши занятия.
Каждый из художников Рохлиных по-своему видит мир, каждый по-своему передал его краски, но все они отразили его красоту.
Выставка будет работать до 24 августа. (0+)



