Владимир Карпиков, ещё будучи семиклассником родной Октябрьской школы Троснянского района, начал выступать перед широкой аудиторией. Сначала только перед ровесниками, а потом ребята и старше, и младше и даже взрослые заинтересовались лекциями Владимира. Он так увлечённо рассказывал о шахматах, игру в которые сам постигал с большим интересом, что каждый его земляк, прослушав Володино выступление, с энтузиазмом изучал ходы шахматных фигур по 64-клеточному полю.

Деревенского мальчишку, которому, как и всей деревенской детворе, доставалась уйма домашней работы, который с соседскими ребятами с удовольствием гонял в футбол, ловил рыбу, среди друзей-ровесников выделяла тяга к знаниям.

От мамы - учительницы Надежды Дмитриевны - Володя впитал желание познавать, погружаться в новые темы, исследовать мир. Книги ему были в этом настоящими помощниками. Володя засиживался за чтением порой до утра. От мастеровитого отца - Григория Фёдоровича - подрастающий парнишка получил массу практических навыков.

В большой мир сельский мальчишка вышел с желанием знать и уметь как можно больше и передавать нарастающий объём знаний людям. Так что для Владимира выбор профессии педагога стал закономерным.

Владимир Карпиков без труда поступил в 1955 году в Курский педагогический институт на историко-филологический факультет. Но пытливому студенту недостаточно было лекций и практических занятий, он активно занимался научно-исследовательской работой, читал лекции для населения, выпускал институтскую газету. Факультет с интересом ждал нового выпуска, а на его лекции приходили слушатели от мала до велика. Будущий педагог находил интересные темы, затрагивал животрепещущие проблемы, ему можно было задать любой вопрос. Такие формы общения многие называли смелыми, но для Владимира основополагающим было стремление найти контакт с аудиторией, достучаться до сердец своих слушателей.

Однажды ступив на стезю исследователя-новатора в педагогике, Владимир Григорьевич оставался верен выбранному направлению навсегда. После вуза начал преподавательскую деятельность в родной школе. В 1968 году поступил в Академию педагогических наук СССР в Москве, которую окончил в 1971 году с присуждением степени кандидата педагогических наук. Тема его исследования - «Нравственно-половое воспитание молодёжи и подготовка её к семейно-брачной жизни». Базой для исследования были Октябрьская средняя школа, 14 школ Орловской области и некоторые школы Железногорска и Москвы.

Владимир Григорьевич перешёл на работу в Орловский педагогический институт (ныне - ОГУ им. И.С. Тургенева), которому посвятил более тридцати лет своей жизни и где преподавал историю педагогики и педагогику.

С вступающей в жизнь молодёжью Карпиков откровенно говорил о том, что больше всего волнует юные души: о любви, сексе, семье, взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. Владимир Григорьевич, впитавший в семье родителей счастье гармоничных отношений между супругами, построивший лад и согласие в своей семье с женой Валентиной Никитичной, поднимал сокровенные темы, без которых невозможна подготовка к счастливой семейной жизни. Владимир Григорьевич считал половое воспитание таким же важным, как и нравственное, и объединял их воедино ради того, чтобы уберечь новое поколение от пороков и бездуховности.

Желание Владимира Григорьевича помочь ребятам создать крепкие счастливые семьи было таким же важным для жены Валентины Никитичны, которая трудилась врачом студенческой поликлиники. Супруги, работая в разных сферах, действовали в унисон.

Валентина Никитична поддерживала ещё одну принципиальную позицию Владимира Григорьевича - создание уже в школах культа женщины, культа матери. Владимир Григорьевич, любуясь на супругу, всегда утверждал и утверждает, что самые красивые женщины живут на Орловщине. Свою любовь родители передали сыновьям, внукам, правнукам, а это самый большой дар новым поколениям, чтобы они были счастливыми.

Сколько бы ни было проведено исследований по теме полового воспитания молодёжи, работы Владимира Карпикова - первые. На них, как на базовые, до сих пор ссылаются учёные, практики России, ближнего и дальнего зарубежья и, конечно, его многочисленные ученики, которые стали его коллегами.

По проблемам нравственного воспитания, этики и психологии семейной жизни, культуры взаимоотношений мужчины и женщины Владимир Григорьевич всегда выступал в обществе «Знание», в которое он вступил сразу по окончании института - в 1960 году. Эта организация всегда отвечала его интересам и позволяла заниматься любимым делом - лекторством.

С уходом Владимира Григорьевича на заслуженный отдых многое упущено. И сейчас, когда в стране остро встал вопрос демографии, решение ряда проблем можно точно найти в работах академика Владимира Григорьевича Карпикова.

Справка

Владимир Григорьевич Карпиков - доцент кафедры педагогики ОГУ им. И.С. Тургенева, академик Международной педагогической академии, академии педагогических и социальных наук, почётный доктор и профессор кафедры педагогики и психологии Международного университета бизнеса и управления Сыктывкарского государственного университета.

Отличник просвещения, заслуженный деятель культуры России, заслуженный лектор Орловщины, занесён в Книгу почёта центрального общества «Знание» и областного общества «Знание», на доску почёта ОГУ им. И.С. Тургенева.

Обладатель почётных знаков и медалей «За активную работу», «70 лет ВЛКСМ», «За активную работу в педагогическом обществе», «Ветеран труда», «80 лет Орловской области».

Представитель учебно-методического объединения по проблемам сельской школы при министерстве общего и профессионального образования и Научно-проблемного совета по истории педагогики при Российской академии образования.

Разработчик фундаментальной программы «Образование, экология и культура Орловской области». Руководитель методологического семинара в университете, организатор совместно с ректором вуза и департаментом образования области ряда международных, всероссийских, областных и районных конференций. На общественных началах был заместителем председателя Заводского райисполкома по экологии и культуре. Долгое время являлся членом учебно-методического объединения по сельской малокомплектной школе.

Автор более 100 публикаций.