С октября 2024 года энтузиасты уже изготовили 53 багги, которым дали символическое имя — «Орлята».

Макс с детства любил что-то изобретать, конструировать. Это увлечение он перенёс во взрослую жизнь: многие годы мастерит, в основном для юных спорт­сменов, небольшие открытые автомобили высокой проходимости — багги. Трудно подсчитать, сколько машин изготовил мастер золотые руки и сколько кубков за победу в самых различных гонках завоевал его сын Кирилл.

Я хорошо знаю эту семью, но не думала, что отец и сын трансформируют свою страсть к машинам, скорости, риску и вместе с двумя молодыми людьми — Олегом и Максимом — будут помогать нашим ребятам, которым сейчас так нелегко там, на передовой.

«Орлята» могут лететь

А началось всё, когда через общих знакомых Максу передали просьбу морпехов, освобождавших тогда Курскую землю, поставить багги на фронт. Чтобы уточнить детали запроса, Максим отправился в зону боевых действий, добрался почти до передовой — и буквально через неделю два первых «Орлёнка» «улетели» «за ленточку». Оказалось, лёгкие багги в условиях фронта, где нет хорошей трассы, очень нужны — не боятся ни грязи, ни бездорожья. К тому же, чем меньше транспортное средство, тем оно неуязвимее для дронов противника — в него сложнее попасть. В то же время из багги легче стрелять по тем же дронам и проще выскочить в случае поражения. «Орлята» могут лететь со скоростью 160 км — они способны даже проскочить через мины. Их также несложно замаскировать: при необходимости можно спрятать корпус под масксеть или тепловизионное покрывало. Если на багги установить пулемёт или ПТУР, они станут мобильными огневыми точками; на них удобно подвозить боекомплекты. Часто эти машины используют штурмовые отряды, для которых важны скорость и манёвренность, а также медики для эвакуации раненых. Благодаря быстроходным, юрким «Орлятам» удалось спасти не одну жизнь.

Из подручных средств

Кулибины делают багги практически из подручных средств — из сгоревших и сломанных машин, в том числе трофейных. Часто мастера покупают гражданские машины на разборках, их также дарят и пригоняют волонтёры. Был случай, когда прибыл новый автомобиль — прямо из салона. Конечно, жалко было его распиливать.

Максим решил, что удобнее всего делать «Орлят» из распространённых у нас моделей — таких, как «Нива». На фронте нужны дешёвые и простые решения. Транспорт, который можно отремонтировать в любом окопе, а не ждать запчасти с завода. Военные были бы рады серийной легковой технике, но пока её не хватает.

На мой вопрос об этапах работы Максим пояснил:

— Разбираем автомобиль, спиливаем всё лишнее. Остаётся несущая база: двигатель, тормоза. Я решил сделать задний бортик откидным, чтобы можно было, например, поставить носилки. Обычно на переделку уходит около десяти дней, но при необходимости можно управиться за четыре.

Бойцы сами приезжают за машинами или забирают попутно. У команды Макса собралась целая коллекция благо­дарных видео.

Должен помочь!

Что заставляет мастера трудиться не покладая рук, порой даже ночами?

— Патриотизм, — просто говорит Макс. — Это чувство привито мне в детстве. Если я могу что-то сделать, то должен помочь!

Есть у наших Кулибиных последователи — Макс с командой помогли наладить изготовление багги в Курской области. Олег ездил также в Луганск, сконструировал там две машины, обучил и местных ребят.

На фронт автомобили стараются отправить с сюрпризом: загружают всякими домашними вкусностями и припасами. Мир не без добрых людей: хорошо помогает волонтёрская группа «Единство» Нины Гарбузовой — кто-то приносит еду, маскировочные сети; кто-то помогает заправить машины бензином.

Так что уже год наши «Орлята» «летают» по военным дорогам, а Макс и его команда, как и все мы, ждут окончания этого пути. Чтобы отправиться в новый, где нет опасности, где есть мир и уверенность в завтрашнем дне.