«Экшен» значит «действие». И его было предостаточно: танцы, схватки… Под руководством балетмейстера Светланы Щекотихиной артисты проделали немалую работу. А поединок тигра Шер-Хана (Игорь Нарышкин) и вожака волчьей стаи Акелы (Андрей Григорьев) - это было вообще по-киношному круто.
«Маугли» - весьма популярный сюжет, существует немало мульфильмов, фильмов и спектаклей. Орловский театр «Свободное пространство» предложил совершенно новое прочтение, поместив главного героя в иное пространство и время, в будущее.
2092 год. Некогда могучая цивилизация обратилась в руины. Мир отравлен. На сцене мы видим грустные знаки этого угасшего мира: пустая бочка, помеченная знаком радиации, токсичного цвета ошмётки травы, мрачные вышки в пятнах камуфляжа… Люди живут на небольших военных базах. В разрушенных и заброшенных городах, поглощённых лесом, племена диких животных обрели свой дом. Иногда пути людей и зверей пересекаются, и это приводит к жестоким схваткам. Пропасть между человеком и природой стала почти непреодолимой…
И вот в этом мире суждено выжить и стать Человеком ребёнку, потерявшему мать, которую ему заменила волчица Ракша (Ольга Виррийская). Она тоскует по своим погибшим волчатам и всю свою животную любовь выплёскивает на человеческого детёныша, на смешного и беспомощного «маленького лягушонка». Светлым ангелом наблюдает за своим маленьким сыном его мама (Ольга Чибисова). «Я подарила ему жизнь, ты подари ему возможность прожить её», - говорит она своей преемнице, волчице. И эта щемящая нотка материнства звучит в спектакле одновременно тепло и до боли трагично.
С ролью малыша Маугли чудесно справилась семилетняя Ярослава Симонова, дочка актрисы Елены Симоновой. У артистов существует негласное правило: хочешь испортить спектакль - выведи на сцену ребёнка или животное. В данном случае не сбылось. Было видно, что ловкая спортивная Ярослава совершенно не боится ни сцены, ни зрительного зала.
Подросшего Маугли играет молодой артист театра Евгений Винник. У него, конечно, задача сложнее. Одно дело - в знак протеста, так свойственного взрослеющим юнцам, попрыгать в стае бесшабашных бандерлогов. Для этих молодых анархистов нет законов и авторитетов, в головах полный хаос, вожаков у них нет, между «давай выберем царя» и «давай убьём царя» всего пара минут… Другое дело - сыграть смятение, одиночество, отчаяние, которые сопутствуют человеку, задающему себе вопросы: кто же я такой, каково моё место в мире? Артисту это вполне удалось. И скорее всего, он так же будет эволюционировать в своей роли, как и его герой в становлении человека.
Уникальность спектакля в том, что он сделан полностью, так сказать, своими силами. Автором инсценировки и режиссёром выступил художественный руководитель театра Сергей Пузырёв, с ролью композитора прекрасно справился артист Андрей Григорьев. Жанр мюзикла давно прижился на сцене театра «Свободное пространство». Ну а почему бы нет, если получается, в театре ведь есть немало хорошо поющих артистов.
Несмотря на то что вся сценография и некоторые отдельные сцены красноречиво напоминали об апокалипсисе, спектакль получился нестрашный. Впрочем, его авторы и не собирались никого пугать, просто хотели, чтобы зрители хотя бы немного задумались. Театр - это ведь не для развлечения, у нас сейчас для этого и так полно мест, где можно ощутить себя бандерлогом на лиане, а в театре решаются серьёзные вопросы, даже если они и поданы в яркой, как конфетка, обёртке.
Но поначалу, если честно, страшноватыми показались животные. От одного вида и гипнотического голоса удава Каа (Дмитрий Литвинцев) мурашки по коже пробегали. Но, надо заметить, только у взрослых, пришедшая же на спектакль детвора была от всех в восторге.
Конечно, никто и не ждал, что лица артистов мило разрисуют в стиле мюзикла «Кошки», но неподвижные тёмно-серые полумаски сначала слегка напрягли. Казалось, что под ними потеряются глаза и мимика актёров, а ведь нужно играть чувства, эмоции. Однако все справились. Но особенно - добродушный толстяк Балу (Альберт Мальцев), грациозная Багира (Елена Симонова) и такой невообразимо противненький шакал Табаки (Валерия Жилина). Им ничто не мешало, энергетика артистов пробивала все преграды.
Спектакль «Маугли 2092» создан в рамках проекта «Культура малой родины» партии «Единая Россия» и в рамках проекта «Идём в театр всей семьёй». Любой сможет найти и оценить в спектакле своё. Ребёнок считает внешний пласт - яркие костюмы, интересные эффекты, динамичные танцевальные сцены, музыку. Глубина - это уже для взрослых. И поразмышлять есть над чем. О добре и зле, о любви и ненависти, о том, что цивилизация может загнать себя в тупик и самую настоящую дикость, что не стоит забывать об истоках и что зачастую законы джунглей не так уж отличны от человечьих. Но всё же «Человек» - это и правда звучит гордо, если им управляет умное и доброе человечье сердце. (12+)