Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

В Орловском выставочном центре представлены картины художника Юрия Шатохина

Юрий Шатохин, безусловно, неординарная творческая личность, со своим стилем и особым художественным видением.

Ему нравятся работы художников, в своё время входивших в знаменитую группу «Бубновый валет»: Р. Фалька, П. Кончаловского, А. Куприна, - которые выбрали своим ориентиром так называемую новую французскую живопись. Художнику также очень интересен представитель постимпрессионизма Поль Сезанн, пытавшийся в своём творчестве «ценой титанических усилий примирить классику и современность».

Что сразу бросается в глаза: среди работ Шатохина чаще встречаются натюрморты. Видно, что в этом жанре мастер чувствует себя свободно и потому хорошо раскрывается.

- Натюрморт - очень удобный жанр, - улыбается Юрий Николаевич. - Он не двигается, освещение не меняется чаще всего. То есть всё даёт возможность долго работать, прорабатывать какие-то тонкости.

Особенностью шатохинского натюрморта является то, что он, как правило, не постановочный, а «увиденный», как называет его сам автор. Хотя порой художник меняет композицию: может заменить один цветок на другой или иначе развернуть спинку стула, на котором выстроились вещи, - такие привычные, близкие, сугубо бытовые, но при этом, оказывается, художественно прекрасные, говорящие со зрителем языком символов и аллегорий.

- У него очень интересно развито композиционное видение, - говорит жена художника Яна Патокина - мастер с большой буквы, одна из лучших живописцев в Орле.

Оба супруга преподают: Яна Патокина - на художественно-графическом факультете Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева, Юрий Шатохин - в Орловском художественном училище.

На вопрос, есть ли у художника какое-то кредо, Юрий Николаевич, немного подумав, ответил:

- Я категорически не одобряю работы с фотографии. Своим ученикам говорю: «Ребята, ну нет тут контакта с натурой». В шутку называю своих студентов, которые в ковидное время приучили себя писать по фотографиям, «жертвами дистанционки». До ковида они писали портреты и натюрморты непосредственно с натуры, а после того как пришли с «дистанционки», наблюдаю такую картину: натурщица сидит, а ученица сфотографировала её и рисует с мобильника. На моё замечание отвечает: «Здесь мне лучше видны все детали». Я возражаю: «Она должна быть в среде и восприниматься естественно».

Педагоги привыкли к классическому, реалистическому образованию, а молодёжь уже пытается рисовать по-другому, максимально облегчить, упростить процесс.

- Ещё художник Пётр Кончаловский давно заметил: «Фотография - враг искусства», - говорит Шатохин. - Когда это вспомогательное, как делал, например, Делакруа, тогда другое дело. Дега также пользовался фотографией. Но этого не видно на их картинах. Как выражаются художники, «фотографией не пахнет». А тут порой видишь, как шарашат «от» и «до». Видимо, думают: зачем писать на пленэре, зачем выходить из зоны комфорта, если можно сидеть около компьютера и рисовать с фото?

И Юрий, и Яна учились у известного мастера, народного художника СССР Андрея Курнакова, и получили в своё время хорошую «прививку любви» к советскому периоду живописи, к добротному реализму. Это в абстракционизме любой «косяк» легко можно выдать за гениальность и пресловутое «я так вижу», в реализме же любая фальшь и творческая слабость видны за версту.

Кстати, неожиданно орловским художникам представилась возможность вернуться к индустриальной живописи, к той самой, которая была так популярна и востребована в советские времена. В то время полотна с пейзажами строек, заводов и железных дорог особо ценились государством. Сейчас художник, желающий продать свои картины, зависит от мнения публики. Платежеспособной публики. А значит, банальный пейзаж или слащавый портрет питомца купят быстрее, чем картину с дымящими трубами или высоковольтными линями электропередачи. Однако индустриальный пейзаж жив. Выходит, не всё у нас плохо в экономике, и человек труда по-прежнему притягателен и красив.

Недавно Юрию Шатохину и Яне Патокиной представилась возможность поработать на Липецком металлургическом комбинате и написать там несколько картин. Эта поездка подарила массу открытий, эмоций, идей. Две картины, кстати, завод у художников купил. (6+)

Справка

Юрий Николаевич Шатохин родился 17 апреля 1977 г. в Харькове. В 1998 г. был принят в Орловский государственный университет на художественно-графический факультет (отделение «Живопись»), в мастерскую народного художника СССР, профессора А.И. Курнакова. После окончания университета в 2004 г. художник остался в его стенах в качестве учебного мастера, с 2009 г. - старший преподаватель на кафедре живописи художественно-графического факультета. С 2015 г. Шатохин работает преподавателем живописи и композиции в Орловском художественном училище.

Автор: Анжела Сазонова
Фото: Сергей Мокроусов
20 апреля 2022 11:25
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~CbYVQ
Комментарии


Актуальное видео
25.03.2024 17:05:00
Подпишись на «Орловскую правду» и стань участником розыгрыша призов
Наш паблик
Архив газет

Новости