Преображение (с греческого «метаморфосис», т. е. «изменение» или «превращение во что-то») произошло незадолго до вольных страданий Христа. Христос хотел через это событие укрепить своих учеников в вере в то, что Он и является настоящим Мессией.
Взяв с собой на гору Фавор Петра, Иакова и Иоанна, Христос начал молиться, а ученики были отягчены сном (Евангелие от Луки 9:32), одежды Его сделались блистающими (Евангелие от Марка 9:3). Увидев это явление Христа во славе, ученики просили Иисуса остаться здесь, для них уже наступило Царство, и они надеялись остаться в нём.
В это время появилось облако и покрыло их своей тенью. Из облака раздался голос, сказавший: «Это Мой Сын, Мой избранник. Его слушайте!» (Евангелие от Луки 9:34). В словах Божиих, обращённых к апостолам, выражается требование полностью довериться Христу, беспрекословно принимать Его весть, в том числе и откровение о Его будущих страданиях.
Так Господь явил ученикам Свою славу в той мере, в какой они могли это вместить, как говорится в тропаре праздника, «якоже можаху», чтобы они окончательно удостоверились в Его Божественном достоинстве.
Для нас, простых христиан, Преображение Христово является очередным напоминанием нашей главной жизненной цели - преобразить себя и свою жизнь через покаяние.
Сейчас за доброй традицией освящать плоды нового урожая размывается истинная суть праздника. Преображение - это покаяние, а по-гречески «метанойя», что означает изменение ума.
Прежде чем отправлять поздравительные картины с Яблочным Спасом, вспомним, что мы могли кому-то причинить зло, обидеть и попросить прощение, или вспомним о том, кто обидел нас, чтобы простить его. И немаловажно будет вспомнить о том, что кто-то нуждается в нашей помощи, и мы сегодня сможем ему помочь. Такое поздравление с праздником Преображения Господня будет более правильным, а для нас с вами станет началом нашего собственного преображения.
Иерей Артемий Торопов