В «доковидное время» потребитель действует под руководством совокупности факторов: полезности покупки, субъективности желания и бюджетном ограничении. Приведенные сведения Росстата отражают увеличение продаж автомобилей, ювелирных украшений, часов и бытовую технику.
Заместитель директора института «Центр развития» НИУ ВШЭ Валерий Миронов отмечает, что «настала очередь бытовой техники (в том числе для обустройства второго загородного жилья, где можно спасаться от напастей), мощных продвинутых гаджетов, которые стали неотъемлемой частью нового пандемийного быта, а также ювелирных изделий, которые могут вырасти в цене на фоне возможного ослабления рубля, да и просто порадовать».
Динамика роста продаж дорогостоящих товаров наблюдалась с прошлого года даже на фоне общего падения реализации в розничной торговле во время различных карантинных ограничений. Стоит отметить, что на дорогие вещи приходится более 11% всех розничных продаж.
Основной причиной данной ситуации является неопределенность пандемийного времени, покупатели перестают руководствоваться факторами рациональности и полезности приобретения и считают, что крупную покупку стоит совершить, пока на нее не вырастет цена.
За девять месяцев 2021 года зафиксирован рост продаж по сравнению с аналогичным периодом 2020 года: мобильных телефон почти на 28% больше, ювелирных изделий - на 27% и автомобилей - на 25%.
Однако, данная ситуация не является радостной, а указывает на то, что люди пытаются вложить собственные средства во что-то, что в итоге можно будет продать с выгодой. Население страны видит реальную картину происходящего и понимают, что все будет только дорожать, оставив заработные платы на неизменном уровне. Также Росстат представил данные об уровне безработицы в стране, где данный показатель соответствует историческому минимуму.
Россияне стали больше покупать, а не копить, данная тяга населения к шопингу объясняется фактором отложенного спроса, поскольку в период локдаунов магазины закрыты, появляются свободные деньги, а сейчас появилась возможность их можно тратить. Люди понимают, что лучше сейчас потратить средства, чем потом, поскольку понадобиться в два раза больше на ту или иную покупку.
- Наблюдается изменение потребительской способности населения страны - покупать дорогостоящие товары, а экономить на повседневных вещах. В качестве прогнозной инфляции берется в расчет 10 % ставка по продовольственным товарам в среднем, а не целевая - 4%, возврат к которой ЦБ России обещает в будущем, - резюмирует эксперт Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Олег Кожанчиков.