Как отмечает эксперт Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Наталья Парушина, такой ажиотаж на рынке недвижимости вполне обоснован, и связан с потребностью в магазинах шаговой доступности, удобных по расположению для покупателей.
Спрос на торговые площади не только восстанавливается, но и растет. К началу декабря текущего года интерес к покупке торговых помещений в России на «Авито Недвижимости» повысился на 8% с января и на 1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В российских городах растет потребность в магазинах формата «у дома», поэтому часть спроса на торговую недвижимость перераспределяется из деловых центров в спальные районы, считает руководитель направления коммерческой недвижимости «Авито Недвижимость» Тимур Зайцев. В случае смены местоположения торговой точки они часто рассматривают для себя альтернативный вариант - покупку или аренду помещений свободного назначения. За последние годы помещения свободного назначения составили серьезную конкуренцию объектам исключительно торгового назначения.
Средняя стоимость покупки торговой недвижимости выросла на 33% с начала года и на 9% по сравнению с ноябрем 2020 года и достигла 78,3 тыс. рублей за кв. м. Арендные ставки увеличились на 18% с начала года и на 16% по сравнению с прошлым годом - до 1 тыс. рублей в среднем за кв. м. Наиболее высокие цены на покупку и аренду торговых помещений в ноябре 2021 года наблюдались в Москве (386,4 тыс. рублей и 3 тыс. рублей за кв. м соответственно), Санкт-Петербурге (181,4 тыс. рублей и 1,8 тыс. рублей за кв. м) и Сочи (170 тыс. рублей и 1,6 тыс. рублей за кв. м).
Средняя площадь торговых объектов, выставленных на продажу, с начала года выросла на 9% и достигает в среднем 114 кв. м на начало декабря. А средняя площадь торговых помещений для аренды увеличилась на 14% с начала года - до 75 кв. м в среднем по стране.
Эксперт, оценивая ситуацию на рынке недвижимости, считает, что стимулированию спроса на торговые помещения, способствуют меры поддержки предпринимательской инициативы, пересмотр приоритетов населения в сторону здорового питания, экономия времени на покупках, долгосрочное эффективное вложение денежных средств. Для уже состоявшихся предпринимателей это могут быть дополнительные инвестиции в обновление основных фондов и экономия затрат на аренде.