В связи с этим, на многих электронных образовательных площадках ведётся дискуссия о внесении изменений в учебные планы высшего профессионального образования, у изменения в учебных планах профессиональной подготовки юристов не является исключением. Как известно, некоторые учебные дисциплины учебных планов по направлению подготовки «Юриспруденция» или специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности» были переведены из разряда обязательных в разряд дисциплин по выбору или вовсе выведены из состава изучаемых дисциплин. Аргументация происходящего строится на том, что студенты-юристы перегружены учебными дисциплинами и у них просто не остаётся времени на изучение специальных предметов.
Как отмечает эксперт Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Виталий Лупандин, до недавнего времени учебный предмет «Логика» был обязательным к изучению на юридических факультетах и подготавливал студентов к изучению правовых дисциплин, поскольку обучал работе с понятиями, а без понимания юридических терминов невозможно представить себе ни одну правовую науку; обучал работе с суждениями, поскольку без оных в правовых науках невозможна передача юридической информации и построение версий; обучал работе с умозаключениями, без понимания принципов, построения которых невозможно строить правильные выводы в юридической сфере и аргументированно отстаивать определённую точку зрения.
По мнению экспертов, перевод логики в разряд дисциплин по выбору или полное прекращение её изучения на юридических специальностях или направлениях подготовки не способствует повышению качеству обучения студентов. Как указывают эксперты, практика последних лет свидетельствует о том, что в вузах, где логика полностью исключена из учебных планов юридической подготовки, родственная ей учебная дисциплина «Философия» не может компенсировать отсутствие логической подготовки будущих юристов. В вузах, где логика переведена в разряд дисциплин по выбору, данный процесс сопровождается сокращением количества часов, отведенных на изучение данного предмета, а такая ситуация не только ведет к снижению уровня развития теоретического мышления у выпускников, но и к полному незнанию ими законов и понятий даже формальной логики. В некоторых вузах изучение традиционной формальной логики заменяется изучением математической логики. Однако и здесь существует ряд трудностей. Во-первых, математическая логика более узкая область логического знания, нежели логика традиционная. Во-вторых, абитуриенты, поступающие на юриспруденцию, как направление подготовки редко обладают математическим складом ума, а потому изучение математической логики представляет для них определённые трудности. В-третьих, увлечение в рамках математической логики изучением специфических символических языков, приводит к тому, что многие студенты-юристы не знают элементарной силлогистики, а дедуктивные умозаключения есть основа не только построения выводов, но и основа доказательств и опровержений.
Поэтому, как отмечают эксперты, необходимо вернуть в учебные программы традиционную формальную логику с элементами более современных видов логики, которые, в свою очередь, могут быть факультативными. Это существенно повысило бы логико-правовую культуру выпускников.