Данный законопроект комментирует эксперт Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Алексей Ястребов.
Реализация системы взыскания долгов граждан основана на Федеральном законе от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве». В статье 4 указанного закона в качестве одного из ключевых принципов исполнительного производства предусмотрен принцип «неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи». Данный принцип отвечает идеологии социального государства, вместе с тем, при его реализации могут возникать следующие сложности.
Во-первых, речь идет о неприкосновенности минимума имущества, а не определенной суммы дохода, который является источником для жизнеобеспечения.
Во-вторых, на практике нередко возникают ситуации, когда взыскание долга может оставить человека без финансовых средств, необходимых для жизни. Однако при обращении взыскания на имущество гражданина должны соблюдаться не только интересы кредитора, но и права и законные интересы должника в рамках политики Российской Федерации как социального государства.
Законопроект вносит изменения в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», направленные на устранение пробелов в правовом регулировании обращения взыскания на имущество и доходы должника с целью неприкосновенности минимального размера дохода, необходимого для существования должника-гражданина и лиц, находящихся на его иждивении.
Законопроектом предлагается дополнить установленный ФЗ «Об исполнительном производстве» принцип неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, принципом сохранения ежемесячного дохода должника-гражданина в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации. Именно показатель величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по стране лежит в основе расчета размера важнейшей конституционной социально-экономической гарантии - минимального размера оплаты труда, который устанавливается федеральным законом в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации на очередной год.
Соответствующую норму об ограничении в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации предлагается внести в статью 446 Гражданского процессуального кодекса РФ, посвященную имуществу, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам.
Законопроектом предусматривается установление в Федеральном законе «Об исполнительном производстве» правового механизма, используя который должник- гражданин может реализовать право на обеспечение неприкосновенности минимального размера дохода, необходимого для его существования и существования лиц, находящихся на его иждивении.
Согласно данному механизму:
а) должник вправе обратиться в подразделение судебных приставов, в котором ведется исполнительное производство, с заявлением о сохранении ежемесячного дохода в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации при обращении взыскания на его доходы. Если в заявлении все в порядке, пристав зафиксирует в постановлении требование сохранить такой доход.
б) банк или иная кредитная организация не сможет производить взыскание на ежемесячный доход должника-гражданина в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации со счета, указанного в постановлении судебного пристава-исполнителя. Указанное не ограничение не будет применяться по исполнительным документам о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, о возмещении ущерба, причиненного преступлением, об уплате задолженности по платежам за жилье и коммунальные услуги и др. Исключение из этого правила может быть установлено решением суда.
По мнению Алексея Ястребова, принятие данного законопроекта позволит гарантировать право гражданина-должника на сохранение минимально необходимого для жизни дохода, что соответствует конституционным принципам направленности политики России как социального государства.