«Христос пришёл на Иордан безгрешным, погрузился в эти страшные иорданские воды, которые как бы отяжелели, омывая грех человеческий, образно стали как бы мёртвыми водами, - Он в них погрузился и приобщился нашей смертности и всем последствиям человеческого падения, греха, унижения для того, чтобы нас сделать способными жить достойно человеческого нашего призвания, достойно Самого Бога, Который нас призвал быть родными Ему, детьми, быть Ему родными и своими» (из проповеди митрополита Антония Сурожского).
Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения: на Христа с небес сошёл Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном.
Евангелист Лука пишет об этом: «Отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: «Ты Сын Мой Возлюбленный, в Тебе Мое благоволение!»
Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос - Бог Отец, голубь - Бог Дух Святой, Иисус Христос - Бог Сын. И было засвидетельствовано, что Иисус - не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Людям явился Бог.
Крещение Господне начали праздновать, когда ещё были живы апостолы: упоминание об этом дне есть в Постановлениях и Правилах апостольских. Поначалу Крещение и Рождество были единым праздником, и назывался он Богоявление.
Но с конца IV века (в разных местностях по-разному) Крещение Господне стало отдельным праздником. В первые века христианства на Богоявление крестили новообращённых (их называли оглашенными), поэтому этот день часто называли «днём Просвещения», «праздником Светов», или «святыми Светами» - в знак того, что таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым.
Духовенство в праздник Крещения Господня облачено в белые ризы. Главная особенность богоявленского богослужения - это освящение воды. Воду освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник, - чином Великого освящения воды, который ещё называют Великой агиасмой. И второй раз - в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии.
В молитвах на освещение воды говорится о придании ей различных благодатных даров, а также помощи и просвещении тех, кто набирает её для пития, кропления, освящения домов. Вода, освящённая 18 января, в Крещенский сочельник, и 19 января, в сам праздник Крещения, имеет совершенно одинаковые свойства и силу.
Крещенская вода - величайшая святыня Церкви. Крещенскую воду в Крещенский сочельник и сам праздник Крещения можно пить в течение всего дня. В другие дни, по установившейся традиции, крещенскую воду принято пить натощак.
Нельзя считать, что автоматическое потребление святой воды принесёт благодатную пользу. Нельзя использовать святую воду как «средство» от болезней, проблем и «сглазу». Недостаточно и одних слов молитвы, если человек произносит их без веры, как заклинания. Только вера во Христа делает человека способным принять Его благодать, сообщаемую любой святыне, в том числе и святой воде.
Одна из любимейших в народе традиций праздника Крещения Господня - купание в проруби. Последние 30 лет это самый популярный ритуал у россиян.
Сама традиция купания в проруби обусловлена именно верой в освящение водного естества в день Крещения Господня. Человеку хочется, чтобы его не просто покропили, но всему погрузиться в освящённые воды. И если человек делает это с верой, он может получить для себя немалую пользу.
А если такое погружение - просто спорт или дань народной традиции, а желания освятиться нет, то и пользы не будет. Приступает ли человек к купанию в святом источнике или просто пьёт святую воду, она имеет благодатную силу только для тех, кто при этом обещает: «Господи, я постараюсь жить по-христиански, ниспошли мне её благодать».
Однако в нынешней ситуации, когда свирепствует коронавирус и у многих людей организм ослаблен после перенесённой болезни, глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион не рекомендовал православным верующим погружаться в прорубь.