Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

Экспозиция «Рене Магритт. Вероломство образов» в Орловском музее изобразительных искусств представляет зрителям творчество Рене Франсуа Гислен Магритта

Уже знакомая нам компания «Арт-центр» (г. Санкт-Петербург) привезла в Орёл сорок семь его литографий, картин-ребусов из частных европейских коллекций, и пригласила ценителей прекрасного окунуться в загадочный, полный фантазий мир этого волшебника от искусства, ставшего уникальным явлением в культуре ХХ века.

Тут важно отметить, что сегодня ни один российский музей не обладает живописными работами Рене Магритта, поэтому для орловцев нынешняя выставка - уникальная возможность насладиться редким талантом бельгийского художника, пройти лабиринтом его миражей и самим разгадать ребусы, ставившие в тупик критиков, философов и даже… математиков.

Однако при всей неординарности образов и парадоксах в его картинах Рене Магритт вовсе не стремился шокировать зрителя. «Искусство пробуждает тайну, без которой мир бы не существовал», - любил повторять художник. А свой стиль он называл магическим реализмом, где показывал скрытые вещи, играл образами и смыслами. Да что далеко ходить: вот перед нами шедевр Магритта, давший название всей выставке, - картина «Вероломство образов». На ней изображена курительная трубка. А под ней, прямо на холсте, подпись на французском: «Это не трубка». Сколько же копий было сломано вокруг этой работы. Один критик даже написал целую книгу, анализируя поток мыслей автора. А что сам Рене Магритт? Его ответ изящен, лаконичен и просто убивает своей логикой: «Это картина с трубкой, но это не трубка. Вы можете её набить табаком и закурить? Нет. Не всё, что мы видим, является тем, что мы видим!»

Или другое программное произведение бельгийца - «Сын человеческий». Собственно говоря, джентльмен в котелке - это автопортрет художника. А зелёное яблоко, прикрывающее его лицо, конечно же, райский плод - символ искушения, постоянно находящийся перед лицом современного человека. И это же маска, скрывающая внутренний мир героя картины. А сколько подтекстов Магритт вложил в свою работу «Влюблённые», на которой изображены мужчина и женщина, чьи лица обёрнуты белой тканью! Вот вам первый: любовь слепа, и герои произведения не видят и не слышат никого вокруг себя; второй: взаимное притяжение и единение влюблённых столь сильно, что никакие преграды для них не помеха. А был ещё и такой, совсем мрачный посыл: белая ткань как знак неизбежной смерти. Это связано с трагической историей самоубийства матери Рене Магритта.

- Несмотря на кажущуюся провокационность и сложность выбранных образов и тем, Рене Магритт не жёсток в своих художественных высказываниях, а скорее философичен. Каждая работа красива и призывает к размышлению. Не случайно у нас на афише его выставки стоит возрастной ценз «6+». Можно прийти всей семьёй, с детьми и посоревноваться в отгадывании ребусов художника-затейника. Ждём мы и подростков, у них как раз возраст поисков и отрицаний, - говорит директор Орловского музея изобразительных искусств, кандидат искусствоведения, член-корреспондент Академии народного искусства, заслуженный работник культуры РФ Светлана Четверикова.

Она провела для меня экскурсию по неординарной экспозиции, и это стало подходящим поводом расспросить директора, как удаётся уже не первый год привозить к нам в город собрания мировых шедевров, сделать наш музей одной из лучших выставочных площадок в Центральной России и настоящим очагом культуры.

- Светлана Анатольевна, раскройте секрет, что позволяет Орловскому музею изобразительных искусств держать такую высокую планку и быть одним из лучших в ЦФО.

- Прежде хочу напомнить, что в активе нашего музея сегодня 7800 единиц хранения. Это произведения всех жанров изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство как европейских, так и советских, современных российских авторов, в том числе, конечно, наших, орловских, мастеров. Музей знаменит коллекцией русского авангарда начала ХХ века и собранием работ художников-шестидесятников. Имеется коллекция икон ХVIII-ХIХ вв. (свыше 100 произведений), собранных на территории края в 1960-80-е годы. Всё это делает наше собрание весьма привлекательным как для орловцев, так и для туристов, многие из которых специально приезжают в Орёл насладиться произведениями из наших запасников.

Но этого нам мало. Поэтому стараемся выстраивать выставочные планы сразу в нескольких направлениях: привезти в Орёл работы известных современных авторов и, конечно, мировую классику.

- И как вам это удаётся?

- Тут успех во многом зависит от личных контактов: мне удалось установить тесные связи с коллегами из соседних регионов, музеями Москвы и Санкт-Петербурга и с такими частными компаниями, как «Артгит» (Москва) и «Арт-центр» (Санкт-Петербург). И мы рады, что орловцы увидели в оригиналах произведения народного художника СССР Александра Шилова, популярного автора, заслуженного художника РФ Никаса Сафронова и других ведущих российских мастеров изобразительного искусства. Была потрясающая выставка Николая Рериха.

А какой успех имели выставки литографий мировых шедевров Сальвадора Дали и Пабло Пикассо, Анри Матисса и Анри Тулуз-Лотрека, Босха и Брейгеля!

И вот теперь - Рене Магритт, выставку которого я увидела ещё два года назад в Сибири и загорелась идеей обязательно привезти в Орёл. И сегодня счастлива, что это случилось!

- А что делает музей, чтобы быть современным, или, как сейчас говорят, в тренде, чтобы не упустить молодого зрителя?

- Уже давно Орловский музей изобразительных искусств несёт функции не только культурного, но и образовательно-просветительского центра, поэтому молодёжь охотно ходит к нам. И мы стараемся постоянно поддерживать интерес молодых за счёт использования активно развивающегося виртуального информационно-медийного пространства. Наш музей первым в городе начал использовать IT-технологии: появились аудио­гид, а также виртуальная экскурсия на сайте с навигацией, развёрнутой информацией об экспонатах. Мы первыми предложили аудио-гид для мобильных приложений, а также мобильное приложение - программу «Артефакт», работающую на русском и английском языках.

Открыли сенсорный киоск в Мемориальной мастерской А.И. Курнакова. Не в дань моде, а по жёсткой необходимости: там маленькие площади и очень много вещевого фонда, который просто невозможно весь представить зрителю.

Ведём активную работу в интернет-пространстве - «ВКонтакте» и «Одноклассниках»: например, в эти дни разыгрывали бесплатные билеты на выставку Рене Магритта.

- А чем ещё порадуете орловцев в этом году?

- Наши планы сильно подкосила пандемия. Но, надеюсь, этим летом орловцы и гости города увидят замечательную выставку «Материнство в дикой природе». Её привезёт «Новый зоологический музей» из Санкт-Петербурга. А в конце года Московский выставочный центр предложил нам удивительный проект - «Трогательная выставка». Она предназначена в том числе и для людей с ограниченными возможностями. Ведь все экспонаты можно будет трогать руками. (6+)

Автор: Александр Сергеев
24 марта 2021 21:59
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~K6mcW
Комментарии


Актуальное видео
25.03.2024 17:05:00
Подпишись на «Орловскую правду» и стань участником розыгрыша призов
Наш паблик
Архив газет

Новости