Ключевыми драйверами роста рынка микрокредитования стали высокий спрос на заемные средства, а за счёт развития онлайн-каналов повысились удобства оформления и простоты получения микрозаймов.
Для всех бизнесов, не только в России, но и мире, в 2020 году новый вызов - тотальный карантин. Если экономические кризисы происходят время от времени, то с такой проблемой пришлось столкнуться впервые.
Все компании выдают займы. Пусть и с небольшими изменениями, которые в основном касаются только внутренней организации работы. Поэтому разницы в обслуживании клиенты практически не ощущают. Особенно, если речь идет об удаленной бизнес-модели. Сделали целевую коммуникацию по новым и действующим клиентам, в которой акцентировали внимание на дистанционных способах как получения денег, так и обслуживания займов.
Даже те представители рынка, которые фактически не могут работать без личного контакта с клиентом, минимизируют взаимосвязь. Например, к таким относятся МФО, специализирующиеся на залоговых займах. В то же время выдача денег в долг у них продолжается. Без ущерба для клиентов.
Для повторных клиентов выдача займа происходит полностью дистанционно через наше мобильное приложение с использованием простой электронной подписи. С новыми клиентами работают выездные менеджеры для оформления и подписания договора.
В связи с мерами по предотвращению распространения COVID-19, а также финансовым кризисом, работа МФО в период карантина все же меняется. Перемены касаются внутренних процессов. Наиболее чувствительным для клиента становится вероятность одобрения займа - она уменьшается. Ужесточение требований к клиентам не говорит о прекращении кредитования.
В конечном итоге микрофинансовые организации, которые не смогут диверсифицировать существующие у них бизнес-модели, а как результат и просчитать риски, будут вынуждены уйти из бизнеса на рынке микрозаймов, отмечает эксперт Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Александр Цвырко.
Падение доходности бизнеса привело к вынужденному поиску альтернативных источников дохода, в качестве которых все чаще микрофинансовые организации внедряют комиссию за оформление страховых продуктов (то есть, фактически - страховки от несчастных случаев). В перспективе итоги 2020 года дадут рост дефолтности, но он будет характерен для некрупных микрофинансовых организаций.
Дополнительные ограничения по риск-аппетиту для микрофинансовых организаций в 2020 году спровоцировала пандемия COVID-19, которая привела к росту числа безработных, а соответственно и неплатежеспособного населения, которому необходимы заемные средства.