Строительство городской инфраструктуры - это комплексный процесс, в котором задействовано множество сфер и специалистов, ведь его целью является развитие населенного пункта и обеспечение нормальной жизни граждан с помощью прокладывания инженерных сетей, возведения социально важных объектов, обеспечения условий для комфортной жизни и работы, а также других взаимосвязанных между собой решениях.
В России успешно реализуется механизм комплексного развития территорий (КРТ). Применение этого механизма позволяет наращивать темпы обновления городской застройки, модернизации инфраструктуры и объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Еще в конце 2020 года глава государства подписал закон, позволяющий расселять жильцов из ветхого и аварийного жилья с использованием механизма комплексного развития территорий. С начала года в соответствии с механизмом удалось расселить порядка 37 тыс. кв. метров аварийного и ветхого жилья.
В общей сложности с 2021 года в регионах России уже заключено 356 договоров о комплексном развитии территорий. В бюджеты различных уровней поступило более 14 млрд рублей по результатам проведённых торгов. Всего в активной стадии реализации находится 419 территорий площадью свыше 11 тыс. га, а их градостроительный потенциал составляет более 78 млн кв. м. В рамках КРТ также строятся дороги, объекты коммунального хозяйства и социальные учреждения.
Городская инфраструктура формируется там, где живут и работают люди, и для поддержания их жизнедеятельности возводятся основополагающие объекты и системы, а входящие в них здания и предприятия должны быть построены с учетом предъявленных требований безопасности.
По мнению эксперта Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Татьяны Алёхиной, основная проблема городского строительства состоит в том, что зачастую в новых районах отсутствуют социальные учреждения, необходимые для удовлетворения самых базовых потребностей населения. Часто выходит так, что застройщики вкладывают деньги в строительство жилых домов, рядом с которыми нет детских садов, школ, магазинов и других важных объектов. Происходит это потому, что застройщикам невыгодно за свой счет заниматься возведением социально-культурных учреждений, ведь они не приносят никакой прибыли, а государственного финансирования оказывается недостаточно. Таким образом, появляются большие ценовые различия: жилище в районе с хорошо развитой инфраструктурой обходится значительно дороже аналогичной квартире в районе, лишенном этих удобств.
Решить эту проблему можно объединив усилия государства и частного бизнеса, потому как эта практика нашла широкое применение во многих странах мира и показывает положительные результаты. Так, частный бизнес должен принимать равное участие в вопросах строительства социально-направленных сооружений. Также должен осуществляться контроль соотношения готового жилья и готовых сооружений социальной инфраструктуры внутри рассматриваемого участка. Для стимуляции спроса на жильё социальные объекты должны быть готовы не позднее сдачи квартир, а общественность иметь право контролировать процесс строительства. Еще одним положительным шагом станет разработка системы поощрения для застройщиков, которые самостоятельно возводят необходимые для комфортной жизни общества объекты.