Приведённые в докладе факты показывают, что создание и вброс в информационное пространство фейков, то есть лживых, не соответствующих действительности утверждений, является одной из политической технологий информационной войны, направленной на дискредитацию выборов в России.
Анализ применения фейков в избирательных кампаниях за последние пять лет - с 2016 по 2021 гг. - свидетельствует о явно выраженной тенденции к увеличению объёмов и тематики фейковой информации.
Фейк-индустрия набирает обороты, совершенствуются её приемы, отдельные элементы, использованные в конкретной кампании и признанные заказчиками успешными, масштабируются в пределах всей страны.
Задачи фейк-кампании:
- сформировать в российском обществе массовое представление о нечестности и нелегитимности выборов, и на этой основе сделать значимым фактором недоверие значительной части общества к выборам;
- поставить под сомнение итоги выборов и легитимность избранных органов государственной власти;
- сформировать в зарубежном, прежде всего, западном, общественном мнении негативный образ России как недемократической страны, в которой власть не опирается на поддержку народа, царит произвол, беззаконие и насилие;
- использовать эти настроения в борьбе против России и превращению России в страну-изгоя.
Кампания по фабрикации фейков включает пять этапов:
1. До старта избирательной кампании объектом фейковой атаки становится российское избирательное законодательство, якобы репрессивное в отношении оппозиции и не соответствующее демократическим нормам.
2. Основной акцент смещается в сторону якобы намеренного недопущения оппозиции и т.н. «независимых» кандидатов к участию в выборах.
3. В ходе предвыборной агитации распространяется информация о создании неравных условий для кандидатов.
4. В день (дни) голосования в фокусе внимания оказываются т.н. «нарушения» на избирательном участке. Информационное пространство в это время заполняется фейками о «вбросах», «каруселях», использовании административного ресурса, принудительном голосовании, «рисовке» правильных цифр, нарушениях в отношении в представителей оппозиционных кандидатов, их доверенных лиц и наблюдателей.
5. К процессу фабрикации фейков подключаются «учёные», «эксперты» и «аналитики», которые при помощи псевдонаучных манипуляций стремятся доказать массовые нарушения.
Подобные фейк-кампании направлены на то, чтобы поставить под сомнение итоги выборов и их легитимность, а также сформировать негативный образ России в зарубежном общественном мнении, считает эксперт Общественной палаты Орловской области Ирина Ветрова.