Вот несколько примеров.
Валерий Гергиев уволен с должности главного дирижёра Мюнхенского оркестра. Такое решение принял мэр Мюнхена Дитер Райтер. Нью-йоркский «Карнеги-холл» отменил концерты этого оркестра и выступления Дениса Мацуева.
Баварская государственная опера (тоже Мюнхен) прекратила сотрудничество с певицей Анной Нетребко.
Российский павильон не откроется на Венецианской биеннале, которую часто сравнивают с Олимпийскими играми в сфере современного искусства.
Третьяковская галерея, где представлена выставка европейского искусства «Многообразие/Единство» с участием 34 стран, сообщила, что получила письмо от организатора, председателя Фонда искусства и культуры Вальтера Смерлинга с требованием о досрочном закрытии экспозиции. Президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, один из патронов выставки, отказался от поддержки проекта.
Западные кинокомпании заявили о приостановке проката фильмов в России.
Европейский вещательный союз (штаб-квартира в Женеве) объявил, что российские исполнители не будут участвовать в конкурсе песни «Евровидение».
Даже глава МИД России Сергей Лавров выразил удивление: «Мы были готовы к санкциям, но не ожидали, что они коснутся спортсменов, представителей интеллигенции, актёров, сотрудников СМИ». Санкции, как из дырявого мешка, сыплются на всё вокруг: на спортсменов-инвалидов, на Тургеневский дуб в Спасском-Лутовинове, на любителей кошек…
Что это? Верноподданическое стремление европейской бюрократии отчитаться перед «вашингтонским обкомом»? Изоляция своего населения от всего российского? Зреющее понимание того, что экономическая блокада выдохнется и тогда придётся задействовать побольше иных, побольнее, рычагов давления? Или попытка пугнуть творческий люд, впечатлительный и эмоциональный? Наверное, и то, и другое, и третье. Цели есть и далеко идущие, и сиюминутные. Весь вопрос в том, как начнёт реагировать Россия на эти недружественные шаги? И какие уроки извлечёт из «крестового похода» на нас уже в XXI веке?
Вчитайтесь: зарубежные писатели отказываются от выпуска книг в России. В их числе Стивен Кинг, Джо Аберкромби, Нил Гейман, Адам Пшехшта, Линвуд Баркли… Причём Баркли, как бы намекая на маловажность российских читателей (а может, на свою непопулярность в России), добавил, что это незначительная для него жертва (а вот для кинокомпаний, заметим, речь идёт о потере сотен миллионов долларов). Курьёз: книгочеи знают, что в творениях этих зазвездившихся авторов полно русофобии и шовинистического отношения к России. Так почему их столь охотно печатали в нашей стране?
Дело в том, что поиск новых отечественных авторов в России столичные издательства просто не ведут, поскольку договоры с иностранными агентами и так приносят прибыль. К примеру, по данным Минцифры России, в тройке самых тиражируемых ныне в Москве детских писателей Корней Чуковский, Джоан Роулинг и Холли Вебб. А где же наши современные детские прозаики и поэты?
Мир действительно меняется. Может, это и есть реальная возможность начать работать и поискать авторов на Руси? Хороших писателей у нас сегодня много, но массовому читателю они неизвестны. От костра «евроинквизиции» зажгутся новые, отечественные литературные звёзды?!
Куда более витиеватая постановка разыгрывается ныне на подмостках науки. Соответствующее федеральное министерство уже много лет выкручивает руки доцентам и профессорам, а то и бюрократически насилует их, заставляя поклоняться мёртвым заморским рейтингам и компетенциям. К примеру, от преподавателя провинциального вуза почему-то требуют ежегодно печататься в журнале некоего международного списка, а для этого за публикацию надо заплатить от 60 до 100 и более тысяч рублей из своего кармана. Удивительно, но тот «золотой список» не доступен даже для столь авторитетных изданий, как «Известия Российской академии наук».
Регулярные стотысячные дани не отвратили европейскую науку от принятия санкций в отношении российских учёных. Для них отменяется возможность получать гранты, научные командировки, издаваться. В Великобритании потребовали закрыть русскую школу, а в университетах дошло до того, что в отношении преподавателей, хоть немного ставящих под сомнение официальные «политтезисы» в связи с событиями на Украине, начинаются служебные разбирательства. Европа отказалась от сотрудничества в подготовке полёта на Марс. Неужели и после всего этого федеральное министерство будет подвергать безропотных преподавателей остракизму за то, что те не могут пробиться на страницы «любимых» кем-то европейских журналов и не платят им щедрую мзду?
Тем же министерствам, Академии наук и творческим союзам России надо бы собрать полную информацию о санкциях в гуманитарной сфере и подготовить солидную книгу об этом, чтобы потом она всегда была под рукой и льстивый Запад в будущем не имел права забывать о своём, скажем так, некрасивом поведении.
К тому же далеко не все там пошли по пути провокаций. К примеру, во Франции хулиганы от культуры затеяли скандалы вокруг проходящей в Париже масштабной выставки «Коллекция Морозовых». На ней представлены произведения Ван Гога, Пикассо, Репина, Серова… Картины принадлежат Эрмитажу, Третьяковской галерее и Музею имени Пушкина. Выставка должна продлиться до 3 апреля - закрытие отложили из-за большой популярности. В прессе появились призывы выставку бойкотировать, а картины конфисковать. Посол России во Франции Алексей Мешков предпринял массу усилий для того, чтобы выставка продолжала действовать, чтобы по её окончании экспонаты без всяких помех были доставлены на родину. В поддержку усилий посольства министр культуры Франции Розлин Наркен (дочь ветерана Сопротивления в годы Второй мировой войны) подписала специальный рескрипт об освобождении этих произведений искусства от возможного ареста. А потом, когда выставку решили продлить, был составлен дополнительный документ, продлевающий и срок защиты.
Да, не все в Европе оголтело беснуются. Есть люди, которые знают историю, которые думают о будущем.
Но, увы, есть и другие примеры. Министр культуры Греции Лина Мендони (кстати, доктор археологии) постановила «приостановить любую реализацию, сотрудничество, планирование или обсуждение мероприятий с российскими культурными организациями». И тут же запретила трансляцию «Лебединого озера» из Москвы в Афинском концертном зале.
Греки обрушили шквал откликов на это решение минкультуры:
«Мы куда-то спешим? Одно дело - санкции, направленные против руководства страны и экономической элиты, и совсем другое - отмена культурных мероприятий, которые утешают всех людей».
«Позор и стыд! Когда мы сожжём Достоевского/Чехова/Толстого и т. д.?»
«Российские учреждения культуры не виноваты в военных конфликтах».
«Действительно! Предлагаю запретить исполнение музыки русских композиторов или, ещё лучше, запретить произведения, в которых есть русская тематика. Чего же ты ждёшь?»
«У меня есть несколько книг Толстого, Горького и Достоевского, успею ли я их закопать до того, как будет приказано их сжечь?»
«Вы не министерство культуры. Вы - Министерство Глупости и Варварства. Чайковский, Достоевский, Пушкин наказаны за вашу одержимость и рабство».
Как тут не вспомнить слова нашего замечательного земляка Николая Данилевского, 200-летие со дня рождения которого мы отметим в декабре. Есть в его книге «Россия и Европа» такие строки: «Вместо одобрения народной совести признали мы нравственным двигателем наших действий трусливый страх перед приговорами Европы, унизительно-тщеславное удовольствие от её похвал».
Европейские бюргеры, не сумев подмять под себя инакомыслящих, ныне разбушевались, грозят гигантским костром для русского искусства, для российской культуры. Что ж, тем внимательнее нам самим надо относиться к нашей родной культуре. Перестать числить её по разряду «сферы досуговых услуг», перестать финансировать в последнюю очередь, посылая за подачками на рынок и в иностранные фонды. Культура - одно из самых важных направлений государственной политики. В чём нас и убедила в очередной раз истеричная реакция «ряда деятелей» Европы.
Из выступления Президента России Владимира Путина 25 марта на встрече с лауреатами премий президента для молодых деятелей культуры и за произведения для детей и юношества 2021 года:
«Сегодня пытаются отменить целую тысячелетнюю страну, наш народ, - говорю о прогрессирующей дискриминации всего, что связано с Россией, об этой тенденции, которая разворачивается в ряде западных государств при полном попустительстве, а иногда и при поощрении правящих элит.
Пресловутая «культура отмены» превратилась в «отмену культуры». Из концертных афиш вымарывают Чайковского, Шостаковича, Рахманинова. Также запрещаются и русские писатели и их книги. В последний раз такую массовую кампанию по уничтожению неугодной литературы почти 90 лет назад проводили нацисты в Германии. Мы хорошо знаем и помним из кадров кинохроники, как сжигаются книги прямо на площадях».
Алексей Кондратенко,
председатель правления Орловской областной организации
Союза писателей России, доктор филологических наук