Основные подходы к её разработке обсуждались в Координационном центре правительства в рамках стратегической сессии, которую провёл Михаил Мишустин.
По мнению эксперта Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Людмилы Алтынниковой, Россия должна наращивать внешнеэкономическое сотрудничество, направив свои усилия на развитие отношений с дружественными странами, то есть расширять сотрудничество на «восток», тем более к этому есть все предпосылки и результаты 2022 года. Так, по итогам 2022 года российско-индийский товарооборот составил 30 млрд долларов, с Белоруссией - 50 млрд долларов, с Казахстаном - 15,8 млрд долларов, причем с последними странами товарооборот значительно увеличился за последний год и составил 13% и 10% соответственно.
На заседании Экономического совета СНГ, состоявшемся 17 марта 2023 года, участниками были подтверждены планы по увеличению объема взаиморасчетов в национальных валютах, согласован проект соглашения о свободной торговле услугами на территории стран СНГ.
Наряду с традиционными сферами сотрудничества, заинтересованность в экономическом взаимодействии в сфере атомной энергии, инновационного предпринимательства наблюдается со стороны Таджикистана, Узбекистана, Армении.
Для эффективного взаимодействия в 2023 году и ближайшей перспективе необходимо решить трудности с организацией логистики и проведением платежей. Процесс перехода к взаиморасчетам в национальных валютах идет не так быстро, как хотелось бы, а национальная система передачи финансовых сообщений пока используется не в полной мере. К сожалению, кредитные организации дружественных стран опасаются заключать партнерские договоры с российскими из-за риска вторичных санкций, хотя такие соглашения способствовали бы беспрепятственным трансграничным операциям.
Частичным решение проблемы логистики может стать развитие коридора «Север - Юг» (маршрут протяженностью 7200 километров от индийского порта Нава-Шева до Санкт-Петербурга), соглашение о котором было подписано еще в 2000 году Индией, Россией и Ираном. Позже к нему присоединились еще десяток стран. В их числе Казахстан и Азербайджан. Соответственно в условиях, когда ЕС закрыл свои маршруты коридор через эти страны, становится самым оптимальным вариантом.