Многие вдохновляют на творчество.
В самом деле, иногда мы просто не замечаем, как гармонируют друг с другом вещи, как подходят друг другу по цвету, форме и стилю и как много могут рассказать о своём хозяине и его времени. «Памяти Е.Т.» - так назвал фотохудожник натюрморт, посвящённый своей матери. Старые открытки, письма, ёлочные украшения, какие-то милые, дорогие сердцу вещицы…
А ещё есть работы, которые рассказывают о самом авторе, его интересах и увлечениях - например, «Рыболов». Тут удочка с катушкой, блёсны и грузила. Колорита добавляет раскуренная папироска… У Тучнина, кстати, собрана целая коллекция удочек.
- У моей бабушки такая большая эмалированная кастрюля была! - восклицает женщина в возрасте, смотря на выставочное фото. - Она солила в ней огурцы или квасила капусту.
Рядом с кастрюлей - кочаны капусты, яблоки, словно только что выдернутая из грядки морковь… Эта работа называется просто: «Запасы на зиму». Тучнин не любит сложных, навороченных названий. Как правило, за такими сложностями маскируется посредственность, здесь же всё просто и гениально, как говорится.
Удивительно, как красивы и художественны, оказывается, самые простые и привычные вещи: столярные инструменты, посуда, овощи, цветы. И даже… гвозди. Каждый гвоздь связан с каким-то местом, какой-то историей. Есть даже медный гвоздик из шлюпки корабля «Геркулес», на котором отправился покорять Арктику наш земляк - полярник Владимир Русанов.
Отразилось в экспозиции и наше время, воплотившееся в «ковидный» натюрморт: висящая на стуле маска, консервная банка как символ запасов в первую волну, когда люди уходили на удалёнку и пытались в квартирах и домах пересидеть напугавший человечество вирус…
И всё же наибольший интерес вызывают фотографии, где каждая деталь дышит стариной. Они - как маленькое окошко в другое время. Через него можно рассмотреть прошлое, которое ушло безвозвратно, но для многих остаётся чем-то близким и родным.
- Леонид Михайлович - живой классик, - говорит его коллега, фотохудожник Татьяна Озёрина. - Он любит классическую постановку натюрморта и придаёт этому большой смысл. Редко кто это делает. Это сложное направление в натюрморте. И его работам веришь, потому что он - коренной орловец, и до него его семья жила здесь. И если вы хотите что-то узнать об Орле, спросите Тучнина и посмотрите, что он снимает, - вот это будет Орёл. Это, не побоюсь сравнения, как Лесков. Он знал все процессы изнутри, поэтому ты веришь его описаниям и мыслям.
Каждая работа большого фотомастера Леонида Тучнина - это маленькая история и маленькая жизнь. (0+)