Особая строка в истории театрального дела - маленькие провинциальные театры, драматические коллективы, создававшиеся в первые десятилетия прошлого века для просвещения народных масс. Из информационного письма Новосильского Уполитпросвета за апрель 1924 г.: «За отчётный месяц функционировали: один музей с 2 работниками; 1 оркестр с 4 работниками; один театр, 12 драмкружков. Оркестром проведено 3 выступления, драмкружками организовано 13 спектаклей, 4 вечера…»
Расскажу об истории народной студии драмы, а впоследствии - театра в Новосиле, театра, о котором любовно вспоминали выпускники Новосильской школы тех далёких лет…
На фотографии коллектива новосильской студии драмы можно увидеть руководителя студии - Владимира Дмитриевича Маркова (третий во втором ряду). Каким ветром занесло в нашу провинцию московского артиста, режиссёра, драматурга - остаётся только гадать…
Студия ставила спектакли по произведениям Чехова, Островского, Мольера. Большой успех имела постановка пьесы Мольера «Мещанин во дворянстве». Эту пьесу показывали даже в Туле. При студии был художник из Ленинграда Овсеенко. Духовой оркестр студии под руководством А.В. Киреичева состоял из 35 человек. Вместе со взрослыми в оркестре играли дети, сироты из детского дома. Школьный хор под руководством Николая Васильевича Злыгарева также входил в художественную студию.
В 1920 году в Новосиле проводилась трёхдневная уездная учительская конференция, и каждый день её работы заканчивался представлением. Так, в первый день учителя школ посмотрели детскую оперу «Репка» с прекрасным музыкальным сопровождением на рояле С.А. Васильева. Роль деда исполнял любимец публики - Василий Николаевич Глаголев. Эта постановка вызвала восторг больших и маленьких зрителей. Во второй день работы конференции показывался спектакль «Бедность не порок» Островского - с большим количеством участников, с использованием обрядовых песен. Особенно был хорош Любим Торцов (Иванов). А сколько было вложено творческого труда в оформление сцены и декораций учителем В.Н. Глаголевым! Этот спектакль повторялся несколько раз в Новосиле и сёлах уезда. На третий день зрителям был предложен большой и содержательный концерт. Кроме революционных песен исполнялись произведения классиков: Чайковского, Римского-Корсакова… Голос и исполнительское мастерство Ольги Иноземцевой покорили слушателей. Ставились местными артистами целые сцены из опер - например, «У мельницы» из оперы Даргомыжского «Русалка». Это удивительно - опера на провинциальной сцене!
Большое впечатление на новосильцев произвёл спектакль «Степан Разин», сыгранный на лоне природы под руководством артиста Дольского. В постановке участвовало около двухсот (!) человек. «Голытьба», спасающая своего предводителя, была посажена на прекрасных лошадей с бывшего конного завода помещика Дарагана. Костюмы взяли в Орловском городском театре. Роль Степана исполнил Н.В. Злыгарев. Первое действие происходило у Тюковского леса, второе - у питомника, а третье, заключительное - казнь Степана Разина - на городской площади в Новосиле. Зрителями были горожане и жители окрестных сёл, всего около трёх тысяч человек, они перемещались вслед за спектаклем и как бы сами являлись участниками исторического события. Те, кто видел этот спектакль, вспоминали о нём всю жизнь.
Театр существовал до конца 1930-х годов. Постановки были самыми разнообразными. Любили классику и современность. Но особой любовью пользовался А.С. Пушкин. В 1939 году, в год 140-летия писателя, школьные артисты сделали великолепную инсценировку «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях». Костюмы и реквизит шили и делали сами. В нашем музее хранится старый снимок самодеятельных артистов, на котором в роли богатырей запечатлены Николай Чирский, Иван Сигарёв, Василий Кубышкин, Николай Лебедев, Валерий Соколов, Геннадий Жиронкин, Иван Музалёв (будущему Герою Советского Союза наверняка пригодились богатырские навыки!), в роли царевича - Дмитрий Раевский, царевен - Ксения Филиппова, Ксения Маринова, Ирина Дмитриевская.
Антонина Балабанова, научный сотрудник Новосильского краеведческого музея