Доклад «Стандарты работы электронной торговой площадки (ЭТП) как инструмент защиты прав потребителей: опыт ОЭСР и ЕАЭС» представили руководитель Центра Россия-ОЭСР РАНХиГС Антонина Левашенко и эксперт центра Мария Гирич.
Антонина Левашенко отметила, что обеспечение доверия потребителей к электронным торговым площадкам - это главный двигатель роста электронной коммерции в сегменте В2С. В первую очередь это осуществляется за счёт повышения уровня защиты прав потребителей.
Ориентиром для стран ЕАЭС может стать Рекомендация ОЭСР по защите прав потребителей в электронной коммерции 2016 г., а также Руководство для электронных торговых площадок, разработанное Центром Россия-ОЭСР Президентской академии совместно с Роспотребнадзором и электронной торговой площадкой Global Rus Trade.
Это руководство основано на Рекомендации ОЭСР и опыте разных стран, включая Францию, Австралию, Китай, Италию. Руководство содержит стандарты по верификации и идентификации продавцов на ЭТП, правила по разграничению профессиональных и непрофессиональных продавцов, перечень обязательной информации, которую ЭТП должно предоставлять потребителю о продавцах, продуктах, цене, доставке и т.д. По мнению эксперта РАНХиГС Марии Гирич, цена должна обязательно включать любые дополнительные расходы, либо информацию о методах расчёта цены.
В ходе круглого стола также выступили представители из Беларуси, Армении, Казахстана, Киргизии. Они рассказали о мерах, применяемых для защиты прав потребителей в электронной коммерции. Опытом поделились Яндекс.Маркет и Alibaba. Мероприятие организовал департамент санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер ЕЭК.
По мнению экспертов кафедры менеджмента и государственного управления Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС, ЭТП обеспечивает свободную конкуренцию, основанную на открытом и равном доступе всех участников к закупочным процедурам, проводимым на ЭТП. При этом основными принципами работы на ЭТП являются единые требования, предъявляемые к поставщикам, создание равных условий для всех участников, объективность подведения итогов; обеспечение наиболее выгодных условий приобретения товаров, работ и услуг для осуществления деятельности компании; рациональное использование финансовых средств, формируемого ежегодно плана закупок.