Мельпомена из орловской глубинки

Свыше сорока лет жители райцентра Шаблыкино ходят в театралах: именно столько здесь существует и успешно работает народный театр при местном Доме культуры.

Мельпомена из орловской глубинки
Судя по многочисленным дипломам и грамотам, завоеванным в областных и межрегиональных конкурсах самодеятельных театров, а главное, по той огромной тяге сельчан к высокому искусству, Мельпомена прижилась на шаблыкинской земле.
Местная публика с нетерпением ждет очередной премьеры, а главный режиссер народного театра Тать­яна Гусакова вся в творческих муках.
— Уже столько лет прошло, а все равно дрожу как осиновый лист, когда слышу за занавесью шум зрительного зала. Загляну в щёлку: все триста пятьдесят мест заняты, — на лице Гусаковой появляется довольная улыбка. Впрочем, такой успех она искренне не относит к своему режиссерскому таланту.
— Вы знаете, когда раньше приезжали в клуб чужие гастролеры, билеты не могли продать, пустой зал. А тут что ни спектакль — аншлаг.
— А в чем же секрет?
— Так на сцене-то кто? Все свои, родные лица. Уж больно интересно посмотреть, как их сосед Василий играет героя-­любовника, а племянница Вера — великосветскую даму.
Татьяна Гусакова, конечно, лукавит, всё скромничает, но какая-то доля правды есть в её словах: на то это и народный театр, где все главные роли разобрали бухгалтеры, милиционеры, пожарные, механизаторы и учителя.
За все двадцать лет, пока Гусакова ходит в главрежах, профессиональных актеров не наблюдалось.
— А сами-то когда увлеклись театром? — интересуюсь у режиссера в её кабинете, больше похожим на музей — везде афиши, почетные грамоты, призы и костюмы и еще бог весть какой театральный реквизит.
— Да, лет с шести. Самые яркие воспоминания детства в деревне Короськово Кромского района — кукольные спектакли, которые устраивала для меня старшая сестра Любочка. А билетами нам служили конфетные фантики. Уж больно тогда мне запал в душу «Аленький цветочек» — столько слез пролила, — Гусакова с удовольствием пустилась в воспоминания.
— Наверное, бойкостью характера пошла вся в деда Якова Тимофеевича — певца и балагура, поэтому в школе участвовала во всех спектаклях и даже поставила новогоднюю сказку «Двенадцать месяцев». Может, это был первый звоночек — очень мне понравилось тогда распределять роли.
Актрисы из Татьяны Гусаковой не получилось — провалилась на экзаменах при поступлении на актерское отделение Воронежского института культуры. Но судьба дала ей шанс остаться в искусстве.
Деревенская девчонка поступила в 1984 году в Орловское культпросветучилище на отделение режиссеров народного театра, да ещё на курс, который вел Юрий Семенович Шушковский, настоящий новатор, исповедующий стиль методы режиссуры Юрия Любимова. Шушковский часто ездил в Москву к своему лучшему ученику Николаю Колокольникову, принятому в театр на Таганке, и присутствовал на репетициях мэтра.
— Мы тогда с нетерпением ждали своего учителя из столицы. Знали, скучно уж точно не будет, — смеется Гусакова.
Будущие режиссеры жадно впитывали свежие веяния и грезили о громких премьерах. Низвергать авторитеты и смело следовать своему видению материала и режиссерской сверхзадаче — Гусакова уже представляла, какие спектакли увидят ее зрители! И, попав по распределению в глубинку — в Шаблыкинский Дом культуры — сразу принялась воплощать новые театральные идеи в жизнь.
Правда, поначалу все новации разбивались о прозу жизни: барышень, рвущихся на сцену, хоть отбавляй, а на главную мужскую роль — никого! Как это случилось с дебютом режиссера Тать­яны Гусаковой в 1994 году.
— Комедия «Последняя попытка», по рассказам Михаила Задорного, на злобу дня, безумно смешной текст, а я реву как белуга, — какая премьера без главного героя, — рассказывает Тать­яна. — И тут приходит сосед Александр Плащиков, хороший парень, простой работяга, и заявляет, что согласен меня выручить.
И то ли задорновский юмор, то ли безумные старания режиссера и работяги Сашки, но премьера прошла на ура.
Плащиков пристрастился и еще не раз появлялся потом на сцене, правда, уже не в главных ролях.
А Гусакова с тех пор верит в народные таланты и смело вводит в постановки своих земляков. Сейчас можно говорить даже о целых семейных династиях самодеятельных актеров. Взять хотя бы братьев Морозовых — Лешка, Вовка и Колька, которые пришли в театр вслед за родителями.
Или вот Галина Жаркова. Сначала бегала на репетиции одна, потом увлекла лицедейством и мужа Алексея, а теперь еще и дочку Наташу. За долгие годы существования театра на сцене побывало немало шаблыкинцев. Попадались и настоящие таланты, такие, как Виталий Кулагин. Уж очень он вовремя приехал тогда из Брянской области. Гусакова как раз готовила премьеру спектакля «Бальзаминов и его невесты» и смело ввела новичка на главную роль.
Гусакова верит в народные таланты и смело вводит в постановки своих земляков.
Эта постановка стала первым большим успехом молодого режиссера. Творческий коллектив из Шаблыкино стал лауреатом первой премии на областном фестивале народных театров. Председатель жюри, ведущий актер драмтеатра им. Тургенева, народный артист России Анатолий Макаров взял тогда за руки Татьяну Гусакову и Виталия Кулагина и вывел на авансцену под бурные аплодисменты зрителей.
— Этот момент буду помнить всю жизнь, — признается режиссер.
Признание и добрые слова от такого мастера, как Макаров, дорогого стоят. Он же очень хвалил и Витю Кулагина, говорил, что его место на большой сцене.
— Ну и где сейчас играет ваш талант?
— В Шаблыкинском народном театре, — смеется Гусакова. — Открыл небольшой магазинчик у нас в райцентре и вполне счастлив.
С именем Макарова связан и самый черный день в карьере Гусаковой. Шаблыкинцы приготовили спектакль «Мордасовские сновидения» (по произведению Достоевского «Дядюшкин сон»), и, видать, режиссер здорово перемудрила в своих поисках.
Никогда еще мэтра Анатолия Макарова не видели в такой ярости, как на разборе этой работы.
Когда страсти немного поутихли и в зале наступила зловещая тишина, нарушаемая только всхлипываниями Гусаковой, вдруг раздался голос видеооператора Юры Веденина:
— А вы зря ругаете Татьяну Владимировну! Я показывал спектакль мужикам в бане — им понравилось!
Сельчане действительно любят свой театр и с нетерпением ждут каждой премьеры. Они случаются раз в год, но на каждый праздник самодеятельные артисты готовят для земляков небольшие зарисовки из классических произведений.
Классика, вообще, в основе репертуара Шаблыкинского народного театра, чему несказанно рады учителя истории и литературы — после спектаклей ребята местной школы спешат прочитать первоисточники. Театр уже давно стал настоящим очагом культуры на селе — многие впервые открывают для себя великих русских писателей — Тургенева, Лескова, Достоевского. Большой успех у шаблыкинцев имели спектакли по произведениям Владимира Высоцкого и других современных авторов. А сколько шума наделал спектакль по оперетте Ивана Тургенева «Слишком много жен»! Это была настоящая музыкальная феерия с танцами, одни только костюмы восточных красавиц чего стоили. Сельчане до сих пор просят повторить отрывки из этой постановки.
— Уже давно подбираюсь к Чехову. По-моему, нет сейчас более современного произведения, чем его «Вишневый сад», — делится планами Татьяна Гусакова. — Да с моими девчонками можно и на Антона Павловича замахнуться!
Это Гусакова про своих старожилов театра. Татьяна Гулидова выступает на сцене уже 25 лет, мечтала по молодости о профессиональной карьере, но жизнь закрутила — семья, дети. Но сцене не изменила. Столько же на любительской сцене и Ольга Егорченкова.
— Театр — это моя жизнь, — честно призналась мне директор Дома культуры Валентина Михеева. — На работе целый день круговерть, дома хлопот хватает, а душой всё равно в театре. Стать на время совсем другой, прожить чужую и яркую жизнь — это же подарок судьбы.
А Татьяна Калиничева, заведующая постановочной
частью, рисует от руки афиши на огромных листах ватмана. И сколько же в них фантазии и мастерства! Нет проблем с костюмами и реквизитом — их готовят всем миром.
— О чем вы мечтаете как режиссер? — спрашиваю на прощание Татьяну Гусакову.
— Жизнь на селе тяжелая, поэтому хочется сделать так, чтобы люди выходили с наших спектаклей со светлой душой и легким сердцем.
Что ж, пожелаем всем хороших премьер.
А любите ли вы театр, как его любят в Шаблыкино?
Автор: Александр Савченко
2 Сентября 2014 12:44

Комментарии



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений