Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

Музыкальная осень Евгения Дербенко

В Международный день музыки известный российский композитор встретился в Орле со своими преданными поклонниками.

Творческая встреча-концерт «Жизнь наша музыкой полна…» Евгения Дербенко состоялась дождливым осенним вечером 1 октября в Музее любимой улицы на Ленинской. Пришедшие на неё любители музыки за полтора часа узнали немало интересных фактов из творческой биографии Евгения Петровича и, конечно, услышали талантливые произведения композитора в исполнении самого маэстро и его одарённых учеников - студентов Орловского музыкального колледжа.

Вниманию зрителей был предложен 16-минутный видеоролик с записью замечательных творений Дербенко, исполненных в разные годы оркестрами, ансамблями и солистами по всей России.

Открыла встречу директор Музея любимой улицы Ирина Петренко, отметившая, что Евгений Дербенко прославил Орёл далеко за пределами нашего старинного русского города. Музыкант, композитор, педагог-наставник, автор более 60 сборников произведений для гармони, основоположник профессиональной подготовки гармонистов в России, подготовивший сотни лауреатов всероссийских и международных конкурсов. Без сомнения, Евгений Петрович наделён свыше особым Божественным даром, которым он щедро делится с окружающими.

И при этом, отметим, без малейших намёков на «звёздность». Участники встречи, впервые так близко пообщавшиеся с композитором, буквально в считанные минуты воспринимали его как давно знакомого, простого, душевного, доброго и мудрого человека.

Первым номером творческой программы стал вальс «Листопад» в исполнении первокурсника Орловского музыкального колледжа Александра Пикалова, при­ехавшего учиться в наш город из далёкого Барнаула.

Ведущая вечера - руководитель клуба ценителей творчества Евгения Дербенко Галина Петрухина - напомнила основные вехи его большого творческого пути.

Евгений Петрович, родившийся в 1949 году в подмосковном Павловском Посаде, рассказал, что в детскую музыкальную школу его с первой попытки… не приняли. После окончания 1-го Московского областного музыкального училища в Коломне по классу баяна начинающий музыкант поступил в Московский государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. Поступил со своим инструментом: как музрук пионерского лагеря заработал 180 рублей за три летних смены на баян.

После окончания вуза в августе 1974 года молодой специалист приступил к работе в Орловском музыкальном училище, в котором трудится без малого полвека.

В год 30-летия Победы советского народа над фашистской Германией Дербенко готовил ансамбль «Ливенские гармошки» для поездки в Западный Берлин. Дербенко был буквально очарован ливенкой, специально для которой написал впоследствии более 20 произведений.

- В России - больше 50 разновидностей гармоник, - говорит композитор. - И среди них ливенка - уникальная гармонь с самыми длинными в мире мехами. Вот сейчас на Западе, к сожалению, звучат призывы запретить, отменить русскую культуру. Я много поездил по миру и могу сказать, что практически в каждой стране зрители знают, любят и с восторгом принимают мелодии «Калинки», «Катюши», «Подмосковных вечеров»… Нет, русскую музыку запретить невозможно, она всегда будет звучать!

Значимым и ярким событием в жизни Дербенко стало создание им ансамбля «Орловский сувенир», который долгие годы являлся визитной карточкой Орловщины в России и за рубежом. Музыканты ансамбля играли на десятках разных музыкальных инструментов, его солисткой была талантливая певица Александра Семёнова. «Орловский сувенир» побывал на гастролях в 20 странах мира! Однажды ансамбль участвовал в фестивале советской музыки в Индии, в рамках которого по индийским штатам гастролировали лучшие творческие коллективы из всех 15 союзных республик. «Орловский сувенир» представлял Советскую Россию (РСФСР).

- Как-то мы выступали в одном из индийских городов с населением в несколько миллионов человек, - поделился воспоминаниями Евгений Петрович. - Как раз начался сезон дождей. И вот представьте такую картину: впереди музыкальной процессии неспешно шествуют слоны, а за ними в открытых грузовиках едут советские музыканты. С небес льётся настоящий тропический ливень, а мы… играем на своих инструментах. И на это уличное представление советских музыкантов собрался, наверное, почти весь город. Индийцы не только стояли на улицах, но и забрались на крыши домов, на заборы, на деревья…

За многолетнюю творческую деятельность Дербенко создал четыре с половиной тысячи произведений самых разных жанров, среди которых - вокально-хоровые сочинения, гимны, кантаты, литературно-музыкальные композиции, оперы, песни и романсы… Он первый профессиональный композитор, сочинивший музыкальные произведения специально для гармони. Евгений Петрович впервые в России разработал и внедрил в учебный процесс программу для музыкальных училищ по классу гармони. Она была одобрена Российской академией музыки им. Гнесиных и содержит трёхзвенную систему музыкального образования для гармонистов - «музыкальная школа - училище - вуз». Именно с лёгкой руки Евгения Дербенко русская гармошка по праву зазвучала в лучших концертных залах страны.

В концертной программе в Международный день музыки приняли участие преподаватель Центра детского творчества № 2 Железнодорожного района г. Орла, руководитель ансамбля «Родничок», орловский бая­нист Александр Стародубцев и студенты музколледжа - чемпионы России по гармони Илья Заборских и Владимир Лёвин, а также Анастасия Ленская, Лилия Саитова и Артём Никулин, исполнившие произведения выдающегося орловского композитора, многие из которых написаны и на его стихи.

Пролог из поэмы «Гармони русская душа, или Любовь моя - «Ливенка»

Простая русская гармошка
О громкой славе не мечтала,
Топтала сельские дорожки
И в старых городских кварталах,
На свадьбах пела, именинах,
На юбилеях и крестинах,
Шла с земляками на войну
И поднимала целину.
Но сцен больших концертных залов,
Где скрипки пели и рояли,
Гармошка русская не знала -
Её туда не допускали.
В репертуаре гармонистов
Ни Баха не было, ни Листа,
Ни чудных «танцев лебедей»,
Ни виртуознейших «шмелей».
Убрать несправедливость эту
К «невыездному» инструменту
Никто в России не пытался,
И лишь один однажды взялся
Большому миру доказать,
Что может здесь, под небом синим,
Своих гармонных «паганини»
Российская земля рождать…
Виктор Садовский

Автор: Эльвира Легостаева
Фото: Сергей Мокроусов
4 октября 2023 20:01
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~7Lun5
Комментарии


Актуальное видео
07.05.2024 15:26:00
Международная премия #МЫВМЕСТЕ - поддержка лидеров социальных изменений
Наш паблик
Архив газет

Новости