Забегая вперёд, скажу: было ощущение, что режиссёрский почерк и стиль Ларисы Леменковой как-то слегка изменились. Ну как будто к письму дяди Фёдора из Простоквашино кто-то приписал: «...то лапы ломит, то хвост отваливается». Обычно леменковские спектакли отличаются элегантностью, а тут было много этакого хулиганства, словно в одну постановку замесили театральный капустник, КВН и юмористическое шоу Евгения Петросяна: все эти шуточки типа «во поле берёза стояла, выпила сто грамм и упала», интонации Шахерезады Степановны в голосе одной из героинь, сексуальный танец взбунтовавшегося баяниста…
Да, бесспорно, были моменты очень тёплые, исповедальные или по-настоящему смешные, но в целом осталось чувство какой-то заниженной планки. Может, это оттого, что сам спектакль про самодеятельность? Хотя играли актёры великолепно, образы выстроили эффектно, и все артисты - невероятно талантливые, настоящие любимцы публики…
Героини спектакля десять лет поют в ансамбле русской песни «Наитие» ДК ВОГ (Всероссийского общества глухих). Возраста эти дамы весьма почтенного. Капитолине Петровне (заслуженная артистка РФ Нонна Исаева) - 90 лет, Саре Абрамовне (Ирина Агейкина) - 85, Ираиде Семёновне (Мария Козлова) - 80, Нине Андреевне (заслуженная артистка РФ Елена Шигапова) - 75, Тамаре Ивановне (Светлана Нарышкина) - 70.
Все - личности, у каждой за плечами долгая, у кого-то даже яркая, жизнь. Читаем на странице театра: «Их источник силы - в творчестве, очарование - в мудрости, шарм - в чувстве юмора, счастье - быть востребованными, быть любимыми. И ансамбль - это спасение от рутинных дел, в которых каждый день похож на предыдущий, от бесконечных сериалов, в которых они проживают чужую жизнь - красивую, но не свою. Их формула жизни проста - это фраза из песни, которую они исполняют: «Твоё тепло, моё тепло - вот и не холодно». Именно здесь, в ансамбле, они молоды, счастливы, влюблены! Им хочется спорить, шутить, петь, жить…»
А влюблены они (каждая по-своему) в руководителя ансамбля - 30-летнего баяниста-неудачника Сергея (Максим Громов). Старушки вполне беззлобно шутят друг над дружкой, ревнуют, соперничают, чьё блюдо - селёдка под шубой или картошечка с котлетками - станет на этот раз номером один. А на сцене они поют и «Пчёлочка златая», и «Матушка-земля, белая берёзонька»… И публике вроде нравится, и, кажется, зритель у них есть свой. Иногда, правда, кто-то уже слова забудет, а кто-то, как уже было, и на поклоне умирал… Но всё равно это счастье, потому что отступают на время болячки и одиночество… И вдруг в это их размеренное, гармоничное существование врывается «ребрендинг» в лице новой солистки - 55-летней Розы Николаевны (Эльвира Узянбаева). Это она, грубая, нахрапистая, со связями в управлении культуры, прозванная бабой Шанель за яркую и безвкусную одежду и вульгарный макияж, будет стоят на сцене в луче света, а они будут на подпевках, уйдут в тень, станут фоном для примадонны местного масштаба. И это несогласие и соперничество - только верхний пласт конфликта. А копни глубже - всё намного драматичнее. У Коляды всё так: вперемешку смех и слёзы, жестокая правда жизни и волнующая лирика. Да оно и в жизни всё так вообще-то.
И как в жизни, более молодая, нередко грубая сила побеждает. И что тогда остаётся маленькому да ещё старенькому человеку? Приспосабливаться, жертвовать, уступать… «Хоть в темноте, но со всеми, хоть в темноте, но на людях, хоть в темноте, но в платье и в кокошнике, хоть в темноте, но на сцене»…
Идут старушки на поклон к худруку, который уже вовсю репетирует с новой солисткой… Идут, но под марш «Прощание славянки». Таких супербабулек победить можно, но в асфальт не закатаешь. (16+)