Поющие руки Раисы Анохиной

Малышкой она плакала, слушая Моцарта, а старшего брата-аккордеониста просила сыграть Ветховена (так девочка произносила фамилию великого композитора Бетховена).

Поющие руки Раисы Анохиной

В декабре заслуженный работник культуры, преподаватель Орловского музыкального колледжа Раиса Анохина отметила свой 75-летний юбилей.

Как и полагается артисту, юбилей Раиса Сергеевна отмечала на сцене вместе со своим любимым хором, которым руководит уже десятки лет. В этом году у Раисы Анохиной вышел двойной юбилей, ведь ровно полвека назад она пришла преподавать в Орловское музыкальное училище.

Она всегда мечтала стать только музыкантом и никем другим.

- Помню, какое счастье было, когда папа привёз домой фортепиано! - рассказывает Раиса Сергеевна. - Инструмент был старинный, с подсвечниками. В послевоенном Тамбове это было большой ценностью, но папа, видя мою страсть к музыке, да и мои способности, непременно хотел купить мне инструмент.

За особые успехи юную Анохину приняли в Тамбовское музыкальное училище сразу на второй курс. После его окончания она поступила в Саратовскую консерваторию на дирижёрско-хоровое отделение. Со смехом вспоминает, как на государственных экзаменах дирижировала хором курсантов лётного училища.

- Мне было всего 20 лет - а приходилось целой ротой командовать! - рассказывает наша героиня. - Но пели хорошо, громко! И слушались меня, что самое главное.

Уже тогда будущий хормейстер поняла, какие качест­ва надо развивать в себе руководителю хора: быть в меру жёсткой, не мямлить, не ронять свой авторитет. Представьте, перед тобой стоят 20, 50, а то и 100 человек, и их пение должно звучать как один инструмент. Кстати, самый большой хор, которым руководила Раиса Сергеевна, был из 250 человек.

В Орёл Раиса Анохина попала, польстившись на рассказы сокурсника из консерватории Виктора Мелешина. К тому времени он уже обосновался в Орловском музыкальном училище и звал в Орёл своих коллег.

- Так он нам с подругой Орёл расписал, что мы решились, - рассказывает Анохина. - В орловском училище я стала работать преподавателем хоровых дисциплин, а уже через несколько лет стала руководить хором.

За эти годы Раиса Сергеевна воспитала более 100 учеников, которые сейчас работают в самых престижных музыкальных коллективах страны. На юбилей к любимому мастеру приехали многие её бывшие студенты. Некоторые привозили созданные ими самими хоры.

- Я жила и продолжаю жить музыкой, - говорит Раиса Сергеевна. - Конечно, мастерство, которым я делюсь со студентами, не пришло ко мне по мановению волшебной палочки. Я училась всё время, да и сейчас учусь! Помню, как ездила на мастер-класс к знаменитому профессору Семенюку, смотрела во все глаза, как слушается его хор! Каждое движение, каждый вздох его ловили хористы! Магия! Я тогда так расстроилась, что у меня пока не получается так. И во что бы то ни стало решила стремиться к этой магии.

Кто живёт в Орле и кто слышал хоть раз хор Анохиной, те знают, что магию эту Раиса Сергеевна таки постигла. Хор следит за кончиком каждого её пальца, наблюдает за каждым взмахом её ресниц - сигналами к проявлению той или иной эмоции.

- Жест должен быть выразительным и эстетичным, - объясняет Анохина. - Все певцы хора - артисты, но и дирижёр - артист! На выступлении всё внимание хористов должно быть приковано к моим рукам и глазам, а на репетициях я стараюсь зарядить своих хористов энергией, соответствующей произведению, которое исполняем. Здесь очень важно использовать слова-эмоции: короткие, образные, выпуклые. Вот, к примеру, на моём юбилейном вечере исполняли мы оригинальную вещицу «Итальянский салат». Это пьеса-шутка, и исполнять её надо шутливо. Ох, как я их ругала первые репетиции. «Почему не шутите?!» - кричала им.

Ещё одно любимое детище Раисы Сергеевны - это академический женский хор Орловского областного центра культуры, который она создала в 1970 году и которым руководит до сих пор. Сейчас хор чисто женский, а когда-то был смешанный. Но, к сожалению, мужички, как ласково называет их Раиса Сергеевна, ушли из жизни.

- Но мы не сдаёмся! - говорит наша героиня. - Ездим на фестивали, конкурсы и почти всегда занимаем первые места! В 2008 году я решила было закрыть хор (когда мужичков-то не стало), но мои женщины окружили меня и сказали: «Вы нас не бросайте!» Хор нам жизненно необходим. Мне жаль, что сейчас совсем исчезли любительские хоры. Раньше на каждом предприятии был свой коллектив, и народ любил это дело. Такие битвы хоров устраивали в ДК заводов! Не то что сейчас показывают шоу по телевизору… Но радует, что любители хорового пения остались, на наших концертах пустых мест нет.

Раиса Сергеевна признаётся, что считает себя счастливым человеком. И даже объясняет, почему. Музыка - это постоянное развитие, а когда человек развивается в 60, 70 и в 75 лет - разве это не счастье?!

Автор: Марьяна Мищенко
28 Декабря 2017 10:35

Комментарии



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений