Самовар - это круг друзей и родных, это доброе русское гостеприимство, а ещё - это настоящее произведение искусства

Когда за дело берутся тульские мастера. В этом легко убедиться, побывав на выставке «Приглашение к самовару», открывшейся в Орловском музее изобразительных искусств.

Самовар - это круг друзей и родных, это доброе русское гостеприимство, а ещё - это настоящее произведение искусства

В экспозиции представлено более 60 предметов самоварного декоративно-прикладного искусства XIX-XX веков из коллекции Тульского областного художественного музея, их дополняют живописные полотна из фондов Орловского музея изобразительных искусств и известных тульских художников.

Своим появлением самовар обязан чаю. В Россию этот поначалу экзотический азиатский напиток был завезён в XVII веке - ​знатные особы использовали его в качестве лекарства. У простого народа любимым напитком тогда был сбитень, приготовленный с мёдом и лекарственными травами в специальном чайнике - ​сбитеннике.

Веком позже на Урале и в Туле появились самовары-кухни, разделённые на три части: в двух варилась каша, а в третьей готовился чай.

Уже к XIX веку, когда цена на чай резко упала, его начали пить все сословия, и родилась, пожалуй, самая известная на весь мир русская чайная традиция, связанная с самоваром. Самовары были разных форм и размеров, постоянно изменялись и совершенствовались. Особенно яркие и искусные экземпляры стали делать в Туле. Стараниями местных мастеров самовар из посуды для чая превратился в настоящее произведение искусства. Народные умельцы соревновались в искусстве владеть металлом и придавать ему особое изящество. В ход шли латунь, красная и зелёная медь, томпак (сплав меди и цинка), мельхиор, серебро.

Для ручек использовали слоновую кость, дорогие сорта дерева. С середины XIX века и до начала ХХ в Туле насчитывалось более сотни фабричных и кус­тарных производств по выпуску самоваров. И каждое старалось перещеголять другого фантазией и мастерством. Отсюда и разнообразие форм знаменитых тульских самоваров.

На выставке в Орле можно увидеть потрясающие экземпляры. Например, самовар «Рюмка» первой половины XIX века известной фабрики Василия Баташёва. А рядом небольшой пузатый красавец - ​самовар «Паук» на крепких кривых ножках. Поражает изяществом самовар торгового дома Мюр и Мерилиз «Ваза гранная», а есть ещё и в форме жёлудя, тюльпана, яйца. И совсем уж удивительный образец - ​настоящая греческая амфора, только в металле.

Удивляют тульские мастера и восхитительными, утончёнными произведениями из металла в стиле ампир, более поздними приборами для подогрева воды непосредственно на чайном столе - ​так называемыми «бульотками», а также приборами для охлаждения - ​«фонтанами».

Ну а где самовары - ​там и знаменитые подносы Жостовской фабрики декоративной росписи. На выставке представлены работы заслуженного художника РСФСР Николая Можаева.

Стараниями мастеров самовар из посуды для чая превратился в настоящее произведение искусства.
Русскому чаепитию всегда было присуще особое хлебосольство, богатое убранство стола. К чаю подают огромное количество угощений - ​выпечку, варенье и другие лакомства. Поэтому так органично выставку тульских самоваров дополняют живописные полотна, на которых отражено всё это богатство. Здесь и знаменитые работы орловских мастеров Георгия Дышленко («Утренний чай»), Ивана Степанова («Семья»), Ольги Душечкиной («Зимний натюрморт»). Ну а как обойтись без ещё одного знаменитого на весь мир тульского бренда - ​пряников? Они так аппетитны на картине мастера из Тулы Евгения Жидкова!

Надо было видеть, с каким восхищением посетители выставки подолгу рассматривали и изучали поразительные образцы самоварных дел мастеров. Да это и понятно. Разве можно собраться всей семьёй и душевно посидеть у… современного чайника. Тут красота нужна. Особое настроение.

Как писал Александр Пушкин:

Смеркалось. На столе, блистая,

Шипел вечерний самовар,

Китайский чайник нагревая,

Под ним клубился лёгкий пар…

Автор: Александр Савченко
16 Апреля 2016 16:37

Комментарии



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений