Собирались в Орле казаки

В Орле прошел заключительный гала-концерт межрегионального фестиваля «Собирались казаченьки».

Собирались в Орле казаки
Открывая для себя культуру той или иной области, региона, люди принимают в свою жизнь непохожесть других, учатся пониманию и уважению. Так считает один из главных координаторов фестиваля, заведующая отделом Орловского областного центра народного творчества Ирина Соина, которая руководит коллективом «Бежин луг».
В прошлом году в Орле проходил фестиваль традиционной казачьей культуры, но он был областного масштаба. На этот раз его географические границы расширились: добавились Курская, Брянская, Тульская области.
Инициатор подобных фестивалей в нашем регионе — потомственный казак, член Союза писателей и Союза журналистов России, поэт, композитор и собиратель фольклора Виктор Садовский. Уже семь лет в Глазуновском районе он руководит ансамблем русской песни «Приокские родники». Кстати, в конкурсную программу своего ансамбля он включил старинную орловскую песню «Ох, не ходить бы было казаченьке». Песня эта была записана Садовским у одной из старейших жительниц села Красная Слободка Глазуновского района Нины Федюкович, в роду которой эту песню исполняют уже три столетия. Казачья песня, как и русская народная, красива и многогранна. В ней живут и лирика, и удаль, и печаль, и радость. А еще — глубина и художественность, сохраненные веками.
— Некогда образованная по указу Ивана Грозного для защиты южных границ государства крепость Орел была населена казаками из Черкасс, расселившимися по берегам Оки, — рассказывает Садовский. — От того времени в городе остались названия: улица Черкасская, Весёлая слобода, так что у нашего фестиваля казачьей культуры есть свое историческое оправдание.
За межрегиональный масштаб в нынешнем году орловцы решились взяться впервые и с удовольствием узнали, что соседям — курянам, тулякам, брянцам — есть что явить зрителю и слушателю на профессиональном уровне. Программа гала-концерта сложилась в результате заочного конкурсного отбора участников в Орловской области и регионах России.
Казачий ансамбль «Цветень» Орловского городского казачьего общества Войскового казачьего общества «Центральное Казачье Войско» (руководитель Татьяна Туманова) представил казачью лезгинку «Ехал казак с Дону» и романс «Летел ворон через сад зелёный». Однако у жюри манера исполнения вызвала неоднозначную оценку. Традиционно ведущая роль в передаче атмосферы казачьей песни, танца (тем более, лезгинки) принадлежит мужчинам. Потому жюри недоумевало, увидев солирующую казачку, да ещё с распущенными волосами, чего никогда не было ни в казачьей, ни в русской культурах.
А вот участники мужского вокального ансамбля «Казачки» (руководитель Марина Сацук) Юго-Западного госуниверситета из Курска порадовали и зрителей, и жюри. Песню «Хороша наша станица» артисты сопровождали ярким казачьим танцем, и в этом, как заметило жюри, всё было правильно: и музыка, и движения, и костюмы.
Казачья песня, как и русская народная, красива и многогранна. В ней живут и лирика, и удаль, и печаль, и радость.
В репертуаре ансамбля казачьей песни им. М. Лежнева «Околица» Стародубского казачьего полка Суражской сотни (г. Сураж, Брянская область), которым руководит Владимир Казачков, звучала песня «В саду при долине» с характерной «игрой» шашкой. Исполнители (одному из них 94 года!) красовались в настоящих ка­зачьих костюмах. А вот наряды участниц были стилизованными.
На вопрос, насколько важен в подобных случаях традиционный костюм, Ирина Соина ответила:
— Костюм — это марка, визитная карточка участника, потому может быть стилизованным. С другой стороны, коль скоро у нас фестиваль казачьей культуры, а не казачьей песни, то костюм, пожалуй, одна из основных составляющих выступления, иллюстрирующая его, придающая ему некую объемность. Но жесткие требования невозможны. В первую очередь потому, что эталонного казачьего костюма не существует. Каждая местность со своими природными условиями, жизненным порядком накладывает особенный отпечаток на традиционную одежду. Но надо сказать, что казачьи коллективы-финалисты в большинстве своём выступали в подлинных костюмах.
Дипломантами I степени фестиваля стали несколько коллективов и солистов: вокальный ансамбль «Каманица» (руководитель Елена Воробьёва) из Курска, народный ансамбль казачьей песни «Вольница» (руководитель Сергей Казекин) из города Новомосковска (Тульская область). Полюбившиеся орловцам «Казачки» тоже в числе первых.
В финал фестиваля первостепенными лауреатами вышли также орловские коллективы: молодёжный русский оркестр Орловского городского центра культуры (руководители Наталия и Владимир Шпилевые), ансамбль русской песни «Праздник» (руководитель Максим Строев) из г. Ливны и ансамбль песни «Бежин луг» из Орла.
Зачарованно слушал переполненный зал юную солистку театра песни «Благовест» (руководитель Тамара Землина) орловчанку Алину Лазутину. И стоит отметить, что большинство артистов — молодые люди. В коллективах, конечно, есть пожилые исполнители, но их-то сравнительно немного.
В этом году на фестивале казачья традиционная культура была представлена, в основном, песенными номерами. На гала-концерте их разбавили хореографическими орловские ансамбли танца «Радуга» (руководитель Ирина Фоменко) и «Ромашковая Русь» (руководитель Галина Бутикова).
Профессионалы, оценивающие выступления, так и не пришли к однозначному ответу на вопрос, что важнее: аутентичное, то есть подлинное, максимально приближенное к первозданному, исполнение или стилизация. Зрители же для себя решили так: главное, чтоб за душу брало. Ведь для них казачья культура давно уже всенародная, родная, близкая по духу и крови. Одним словом, русская.
Автор: Анжела Сазонова
7 Декабря 2014 08:01

Комментарии



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений