Тайны польской коллекции

В новом выставочном проекте Орловский музей изобразительных искусств презентовал хранящиеся в фондах редкие произведения из частных коллекций дворян польского происхождения.

Тайны польской коллекции

Среди национализированных после революции на территории Орловской губернии дворянских художественных сокровищ было немало из имений знатных польских фамилий. К сожалению, многие произведения живописи были в весьма плачевном состоянии и требовали реставрации. Да и кто изображён на старинных портретах XVIII - первой половины XIX вв., было неизвестно. Но сегодня после долгой кропотливой работы музейщики открывают занавес тайны.

На презентацию произведений старинных польских мастеров живописи и связанных с историческими деятелями Польши в конференц-зал ОМИИ пригласили историков, музейщиков, краеведов, студентов орловских вузов. Был и почётный гость - эксперт по вопросам истории Польского культурного центра в Москве пан Томаш Амброзяк.

А общее настроение праздника искусств создавали дивные фортепьянные этюды Шопена в исполнении студентов Орловского музыкального колледжа.

Но главными героями, конечно же, были представители древнего польского рода Голынских, которые сурово смотрели на зрителей со старинных потемневших от времени полотен. Их впервые достали из фондов после долгой реставрации на всеобщее обозрение.

На атрибуцию картин (определение автора произведения и кто на нём изображён) ушёл не один десяток лет. Орловским музейщикам большую помощь оказали известные российские и польские искусствоведы. И теперь мы знаем, что на трёх старинных портретах, выполненных разными художниками в разных стилях и эпохах… члены одной семьи древнего польского рода Голынских.

Отец семейства - Юзеф Антоний Тадеуш Голынский - изображён в латах с булавой. Этот образец традиционного рыцарского портрета изначально был выполнен на дереве, но позже переведён на холст. А рядом портрет его сына Яна Голынского, маршалка Могилёвского наместничества. Тоже удивительный образец старопольского, старолитовского стиля, когда подписи делались прямо на картине. Завершает эту удивительную художественную трилогию портрет внука - Викентия Голынского. Перед нами легендарная личность: российский сенатор, действительный тайный советник, кавалер орденов Святой Анны I и II степени, Святого Владимира. А орден Святого Георгия Викентий Голынский получил за храбрость при штурме Измаила в 1790 году. Он был женат на Любови Ивановне Гончаровой, двоюродной бабке Натальи Николаевны Гончаровой, жены Пушкина.

Эту увлекательную историю о том, как реликвии возвращали из небытия, собравшимся рассказала куратор проекта - старший научный сотрудник ОМИИ Татьяна Тимашева.

А началось всё в далёком 1975 году, когда в Москве в Третьяковской галерее с большим успехом прошла выставка собраний из провинциальных музеев «Неизвестные и забытые портретисты XVIII - первой половины XIX веков». Никто не ожидал, что в глубинке хранятся такие шедевры живописи. Орловский музей привёз тогда в Москву восемь работ. И одна из них - «Братья Цехановецкие с портретом их умершего отца Юзефа Цехановецкого» - попала на обложку каталога и афишу знаменитой выставки. Тогда-то это произведение и увидел большой знаток польских истории и искусства Станислав Думин. Станислав Владимирович - человек-легенда: автор более 800 исследований и публикаций, российский историк-генеалог, член Геральдического совета при Президенте РФ, член Международной комиссии по рыцарским орденам, член Российской, Мальтийской и Испанской академий. Именно он и свёл орловских музейщиков с последним из представителей древнейшего польского рода князей Мстиславских и Заславских - графом Анджеем Станиславом Цехановецким, жившим тогда в Лондоне. И началась долгая переписка. На наше счастье, граф оказался ещё и известным меценатом, искусствоведом, историком и коллекционером произведений искусства.

Орловский музей отправил ему фотографии безымянных старинных портретов из польской коллекции, хранящейся в фондах. Авторов картин граф определить не смог, а вот героев, изображённых на них, описал подробно. Ведь род Цехановецких был в родстве с древним родом Голынских.

- А кому принадлежали эти картины, прежде чем попасть в ваш музей? - спрашиваю Татьяну Тимашеву.

- Мы думаем, что обрусевшему представителю древнего польского рода Ивану Степановичу Голынскому. Ему принадлежало большое имение в Брянском уезде Орловской губернии. И, конечно, родовые портреты бережно хранили и передавали из поколения в поколение. Правда, после революционного лихолетья картины находились в плачевном состоянии, и потребовалось много времени и усилий реставраторов, чтобы сегодня произведения живописи предстали во всей красе.

Помимо родовых портретов Голынских зрители впервые увидели и прекрасную живописную работу «Портрет Игнация Каземира Булгака, маршалка Бобруйского повета», и подлинные литографии XIX века: «Портрет маршала Франции Юзефа Антония Понятовского» руки известного бельгийского мастера Шарля Биллона, «Портрет Тадеуша Костюшко» английского художника Уильяма Шарпа.

Но, как рассказали музейщики, к большому сожалению, после своего бенефиса портреты Голынских и другие шедевры польской коллекции вновь скроются в запасниках. После реставрации им нужен особый режим по температуре и влажности. (12+)

Автор: Александр Савченко
28 Ноября 2018 19:06

Комментарии



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений