Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

В ОГАТ им. И.С. Тургенева московский режиссёр поставил спектакль «Собачье сердце»

Такой литературный материал, бесспорно, беспроигрышен. Произведения Булгакова - глубокие и многопластовые, в них всегда живут яркие герои и присутствует философский смысл.

- Хочу, чтобы люди взглянули на эту, казалось бы, знакомую им историю под другим углом, - говорит режиссёр Сергей Дьячковский. - Эта постановка - квинтэссенция, ведь помимо российского фильма есть ещё итальянский, который вышел раньше фильма режиссёра Владимира Бортко. И этот фильм является гораздо больше комедией, и их Полиграф Полиграфович - более обаятельный персонаж, и там затронута тема эмпатии, про которую мне хочется поговорить со зрителем. У Бортко профессор Преображенский за счёт невероятного Евгения Евстигнеева - такой обаятельный дедушка, который хоть и разрезал собачку, всё равно остался самым положительным персонажем произведения. Но если почитать Булгакова, есть ощущение, что у писателя другое отношение к этому персонажу. Он не задумывал его таким добродушным, всё понимающим. И в спектакле мы в первую очередь ведём речь об эмпатии и обретении её.

Те, кто не слышал о задумке режиссёра и смысле постановки, наверняка удивятся тому, что в спектакле Преображенский (Александр Козлов), за исключением последних сцен, будет не очень приятным - холодным, зачастую высокомерным из-за осознания своей исключительности, иногда истерично-психованным, стучащим кулаком по столу и швыряющим посуду. И ты понимаешь, почему он такой, но настолько привыкаешь к собственному отторжению этого героя, что, когда в конце этот персонаж становится более мягким, ты говоришь себе: «не верю». И даже четвёрка из домоуправления на его фоне выглядит более симпатично, прямо-таки «скромное обаяние пролетариата», а уж Шариков - так совсем душка. Ну, конечно, до того момента, когда начинает давить котов и размахивать пистолетом.

Шарикова в спектакле играет актриса Елена Плотникова. За ней было наблюдать интересно - и когда играла собаку, и когда начала превращаться в человека. Первое её появление в зимней одежде времён СССР с красной варежкой в руках должно напомнить зрителю о мультфильме «Варежка» советской эпохи. Ну и форма варежки похожа на сердце. Стоит упомянуть, что художник спектакля - обладатель театральной премии «Золотая маска» Юлия Михеева, с которой режиссёр сделал более десяти совместных работ.

Режиссёр Сергей Дьячковский обозначил свой спектакль как трагифарс. А это значит, что зрителя ждёт смешение эмоций, неоднозначность восприятия тех или иных героев и сцен.

Классно в спектакле подобрана музыка (музыкальное оформление - Александр Лазарев). Мы слышим игру балалаечника-виртуоза Алексея Архиповского. В самом начале слышится биение сердца. Музыка поистине космическая… У Шарикова тоже балалайка была, только он на ней «Эх, яблочко!» играл…

- Произведение «Собачье сердце» - мультивозрастное, и каждый раз в разном возрасте может быть воспринято по-разному, - говорит Сергей Дьячковский в одном из своих интервью. - В одиннадцать лет тебе покажется, что это прикольное фэнтези про то, как из собаки сделали человека, потом ты поймёшь, что оно имеет социальные подтексты, борьба народных масс и тому подобное, а позже почувствуешь, что это про эмоции и людей. Надеюсь, что зритель и поплачет, и посмеётся. Мне понравилось работать с материалом - очень глубоким и разносторонним, который точно не является чистой комедией.

И за это режиссёру огромное спасибо, потому что многим наверняка захочется прочитать или перечитать булгаковское «Собачье сердце», чтобы по мере собственных интеллектуальных и душевных способностей вскрыть те самые пласты, которые заложил в своём произведении автор. (16+)


Автор: Анжела Сазонова
Фото: Пётр Мусатов
7 апреля 2024 10:00
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~6qJXH
Комментарии


Актуальное видео
25.03.2024 17:05:00
Подпишись на «Орловскую правду» и стань участником розыгрыша призов
Наш паблик
Архив газет

Новости