В целом под «шеринг экономикой» понимается такая социальная модель, где происходит осознанный отказ от частной собственности в пользу собственности коллективной, причём отказ этот связан не с недостатком денег, а с желанием расширить свои возможности.
Если в классической модели коллективной собственности соображения экономии играли главную роль, в новой они понемногу сдают свои позиции комфорту, удобству и богатству выбора.
Наблюдается рост класса активных молодых людей, для которых громоздкая и малотранспортабельная частная собственность кажется дикостью. Это связано с глобализацией, постепенным стиранием границ в развитых странах, развитием Интернета и популярностью удалённой работы. Как следствие, растёт спрос на среднесрочный «шеринг» (например, не гостиница на время командировки, а дом на зиму, но не больше).
Стоит, однако, учитывать, что «новая модель шеринга» пока не вытеснила «старую». Согласно исследованиям PwC, американцы, участвующие в совместном владении, признают, что это делает их жизнь эффективнее, а мир в целом экологичнее и добрее.
Исследования Школы бизнеса ВШЭ показывают, что экономика шеринга прошла 5 этапов:
- Secondhandsharing - офлайн шеринг - обмен одеждой и книгами в библиотеках;
- Torrentsharing - онлайн шеринг фильмов, музыки и любых файлов;
- Ubersharing - объединение онлайн и офлайн: шеринг домов, офисов и транспорта;
- Socialsharing - обмен на технологическом уровне влечёт за собой обмен социальными статусами: владение дорогой машиной и домом перестаёт быть жизненной целью, их проще взять в аренду;
- Сonscioussharing - размывание социальных статусов и ценностных ориентиров влечёт за собой трансформацию сознания - мы выбираем модель потребления, где осознанно исключаются посредники.
Сейчас общество завершает четвёртый этап и подходит к пятому.
Как отмечает доцент Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Алина Грядунова, шеринг-экономика сегодня растёт экспоненциально. В 2014 году её объём оценивался в 14 млрд долларов, к 2025 году предполагается рост до 335 млрд долларов.
Главный двигатель шеринг-экономики - медиасервисы, благо, они обладают богатой историей, начиная с библиотек и заканчивая прокатом DVD. Транспорт и аренда жилья показывают бурный рост, и это понятно: дом и автомобиль - одни из самых дорогих покупок в жизни, их проще взять в аренду, чем купить. Но уже есть множество других вещей, владение которыми можно разделить.
Чтобы инвестировать, не нужно иметь офис в силиконовой долине и ездить по миру в поиске идей для вложения. Благодаря шеринг-экономике появляется возможность раскидать свои инвестиции по разным проектам и идеям, сведя к минимуму риски.